II.Общая характеристика предмета
I.Пояснительная записка
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста. Лепка из солёного теста имеет давнюю историю, а обычай лепить распространился во многих районах Европы.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки, и многое другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.
Лепка, как и любой другой вид рукоделия, позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности, а также приобщает детей к созданию ритуальных предметов, посвящённых народным промыслам.
Содержание курса
направлено на решение следующих целей и задач:
Ø ознакомление с различными видами работ с тестом (изготовление теста и окрашивание, лепка простых и сложных деталей, создание фактуры), с помощью которых можно изготовить различные украшения;
Ø знакомство с литературой по лепке из солёного теста;
Ø расширение и совершенствование знаний и навыков в области лепки;
Ø изготовление различных украшений, сувениров, элементов оформления рамок для фотографий и картин);
Ø ознакомление с правилами подбора различных цветовых гамм;
Ø правила хранения и восстановления изделий из теста;
Ø воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы работы. В основном при проведении занятий применяются объяснительно-иллюстративный метод и сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися. Практические занятия различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Дети учатся не только повторять образец, но и создавать свой вариант изделий, всячески развивая фантазию и воображение.
С самого начала процесса обучения нужно обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности труда при работе с инструментами необходимыми для работы с тестом (нож, скалка, формочки, кисти и др.)
Для организации процесса обучения кабинет для занятий должен быть оснащён необходимыми приспособлениями, стендом с образцами изделий, карточками –схемами с поэтапным выполнением работы.
Программа рассчитана на получение основных теоретических и практических сведений. Дети должны аккуратно и правильно замешивать тесто, лепить узоры и сами их составлять, уметь оформить изделие.
Работа с тестом очень кропотливая, требует большого терпения, поэтому программа составлена так, чтобы дети могли на каждом занятии увидеть результаты своего труда. Изучив несколько приёмов работы с тестом, они уже могут изготовить несложные изделия, украшения на свой вкус. По мере обучения более сложным приёмам, выполняются более сложные изделия.
Для формирования у детей чувства цвета и эстетического вкуса педагог в процессе обучения обращается к народному творчеству. На выставках дети демонстрируют лучшие работы: различные фигурки, обереги, украшения, картины, разнообразные сувениры и дают оценки своему труду.
II.Общая характеристика предмета
Рукоделие издавна считается очень полезным для развития детей занятием. Оно вырабатывает усидчивость, развивает мелкую моторику рук, сближает ребенка с воспитателем, если это совместное творчество. Поделки из соленого теста - одно из любимых занятий для малышей, материал позволяет проявить фантазию не только в форме, но и в выборе цвета - ведь фигурки после застывания можно раскрасить.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.
1.Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2.Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3.Синхронизирует работу обеих рук;
4.Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5.Развивает творческие способности ребенка.
III.Описание место кружка в учебном плане
Перспективное планирование кружковой деятельности разработано в соответствии с ФГОС ДО, правилами и нормативами СанПиНк устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций и рассчитано для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет); проводимой деятельностью 2 раза в неделю; продолжительностью 20 минут; в месяц 8 занятий; в год 72 часа.