Iv. организация образовательного процесса

УСТАВ

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №3 »

(новая редакция)

Республика Коми, г. Ухта

Год

  1. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» (далее - Учреждение), является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, созданным путём изменения типа существующего муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

1.2. Наименование Учреждения на русском языке.

Полное наименование: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 »

Сокращённое наименование: МОУ «СОШ №3 ».

1.3. Местонахождение Учреждения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Оплеснина, д.28.

1.4. Учредителем Учреждения является муниципальное образование городского округа «Ухта» (далее - МОГО «Ухта»).

Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляются администрацией МОГО «Ухта» в установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами МОГО «Ухта» порядке.

1.5.Учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в финансовом органе администрации МОГО «Ухта», печать, штампы, бланки со своим наименованием.

1.6. Права у Учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации. Учреждение проходит государственную аккредитацию в соответствии с Законом Российской Федерации и Республики Коми «Об образовании». Свидетельство о государственной аккредитации, выданное Учреждению, подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам.

1.7. Учреждение в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Республики Коми и муниципальными правовыми актами МОГО «Ухта».
1.8. Учреждение создано без ограничения срока его деятельности.

  1. II. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Учреждение осуществляет свою деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации и Республики Коми, муниципальными правовыми актами МОГО «Ухта» и настоящим Уставом.

2.2. Целью деятельности Учреждения является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

2.3.Для достижения указанной цели Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

- Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего образования;

- Предоставление общедоступного и бесплатного основного общего образования;

- Предоставление общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования;

2.4. Муниципальное задание для Учреждения в соответствии с
предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формируется и утверждается в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации МОГО «Ухта».

2.5. Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а
также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги,

относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным настоящим Уставом, в сферах, указанных в п. 2.1. настоящего Устава, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается муниципальными правовыми актами администрации МОГО «Ухта», если иное не предусмотрено федеральным законом.

2.6. Право Учреждения осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение (лицензия), возникает у учреждения с момента его получения или в указанный в нём срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством.

2.7. Для реализации цели Учреждение имеет право:

2.7.1. самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных курсов и дисциплин (модулей);

2.7.2. самостоятельно разрабатывать и утверждать учебный план, расписание учебных занятий;

2.7.3.самостоятельно разрабатывать и утверждать по согласованию с органом местного самоуправления годовой календарный учебный график;

2.7.4.самостоятельно выбирать формы, средства и методы, методики обучения и воспитания;

2.7.5. самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся (знания обучающихся оцениваются по пятибалльной системе со второго года обучения). Для оценки знаний обучающихся в 1 классе используется качественная оценка успешности освоения образовательной программы (отсутствие бального оценивания знаний обучающихся), в последующих классах принимается в баллах «5» - отлично, «4» – хорошо, «3» – удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно, «1» - неудовлетворительно, а также «зачёт», «незачёт» при аттестации обучающихся, посещающих курсы по выбору и элективные курсы;

2.7.6.самостоятельно определять режим работы Учреждения по пятидневной или шестидневной неделе;

2.7.7.использовать и совершенствовать методики образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника при всех формах получения образования в порядке, установленном Федеральным (центральным) государственным органом управления образованием;

2.7.8.определять список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе Учреждения;

2.7.9.самостоятельно разрабатывать, реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, определяющие содержание образования в Учреждении.

2.8. Учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

- невыполнение функций, отнесённых к его компетенции;

- реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качества образования своих выпускников;

- жизнь и здоровье обучающихся и работников Учреждения во время образовательного процесса;

- иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Ш. Управление учреждением

3.1. Учреждение возглавляет директор (далее - Руководитель), назначаемый на должность и освобождаемый от нее в установленном муниципальными правовыми актами МОГО «Ухта» порядке. Права и обязанности Руководителя, а также основания для прекращения трудовых отношений с ним регламентируются заключаемым с ним трудовым договором. Трудовой договор определяет отношения в области их деятельности по обеспечению права граждан на получение общего, среднего (полного) образования и дополнительных образовательных услуг в соответствии с законодательством об образовании РФ и законодательством РК.

3.2.Руководитель действует от имени Учреждения без доверенности,
представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее
пределами.

Руководитель действует на принципе единоначалия и самоуправления, несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми, нормативными правовыми актами МОГО «Ухта», настоящим Уставом и заключенным с ним трудовым договором.

3.3. Руководитель в соответствии с законодательством осуществляет следующие полномочия:

а) осуществляет прием и увольнение работников Учреждения, расстановку
кадров, распределение должностных обязанностей;

б) несет ответственность:

- за уровень квалификации работников Учреждения;

- за сохранность, эффективное, рациональное и целевое использование закреплённого за Учреждением имущества;

- нецелевое использование средств республиканского и муниципального бюджета;

- за сохранность документов;

г) вносит предложения в МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» о штатном расписании Учреждения;

д) распоряжается и обеспечивает рациональное использование имущества, в том числе финансовых средств, принадлежащих Учреждению;

е) устанавливает заработную плату работникам Учреждения, в том числе надбавки и доплаты в пределах фонда оплаты труда к должностным окладам, порядок и размеры их премирования;

ж) утверждает расписания учебных занятий и графики работ;

з) издаёт приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками и обучающимися Учреждения;

и) распределяет учебную нагрузку (педагогическим работникам);

к) распределяет и утверждает должностные обязанности администрации, педагогических работников и вспомогательного персонала;

л) контролирует совместно со своими заместителями по учебной и воспитательной работе деятельность педагогических работников, в том числе путем посещения уроков, всех кружков, видов учебных занятий и воспитательных мероприятий;

м) назначает председателей методических объединений по предметам, классных руководителей, секретаря педагогического совета;

н) другие виды деятельности, предусмотренные и утверждённые должностной инструкцией.

3.4. Руководитель Учреждения имеет право отменить решение органов самоуправления (попечительский совет, совет Учреждения, общее собрание коллектива, педагогический совет Учреждения) в случае, если оно противоречит законодательству.

3.5. С целью организации оперативного контроля и управления Учреждением при Руководителе создаётся и действует административный совет руководства, который формируется из членов администрации Учреждения и организует свою деятельность согласно положению об этом органе, а также в соответствие с положением о внутришкольном контроле.

3.6. Основными формами самоуправления Учреждения являются:

-общее собрание трудового коллектива Учреждения;

- общешкольное родительское собрание;

- общеученическое собрание;

Учреждение организует деятельность вышеназванных органов самоуправления в соответствии с локальными актами об этих органах самоуправления.

3.7. В Учреждения создаются и осуществляют свою деятельность:

- методический совет Учреждения;

Совет Учреждения;

-педагогический совет;

- предметные методические объединения учителей;

- Совет профилактики;

-классные и общешкольные родительские комитеты;

- комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности

Деятельность вышеназванных органов регулируется соответствующими локальными актами об этих органах.

3.8. Для разрешения спорных вопросов, относящихся к образовательному процессу, в Учреждении создаётся и действует конфликтная комиссия по разрешению споров между участниками образовательного процесса, деятельность, которой регулируется соответствующим положением об этом органе.

3.9. В Учреждении могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления и ученические организации, деятельность которых регулируется соответствующим положением.

3.10. Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплён органом здравоохранения.

Учреждение наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно - профилактических мероприятий, соблюдение санитарно - гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала.

3.11. Организация питания обучающихся и работников в учреждении осуществляется Учреждением. Для питания обучающихся и работников, а также хранения и приготовления пищи в Учреждении выделяются специально приспособленные помещения. Обучающиеся питаются в столовой в соответствии с утверждённым графиком.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1.Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования и реализует программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования:

4.1.1. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования:

Первая ступень- начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года) – обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ начального общего образования, воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счётом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Вторая ступень –основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условиядля воспитания, становления и формирования личности обучающегося, развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Третья ступень- среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года) – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, интересы к познанию, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. По желанию обучающихся и их родителей (законных представителей) может быть введено обучение по различным профилям и направлениям при наличии соответствующих условий в Учреждении.

На третьей ступени обучения, по желанию обучающихся, их родителей (законных представителей), в Учреждении может быть организовано профильное обучение по различным профилям. Регламентация деятельности профильного обучения определяется локальными актами Учреждения.

4.1.2.Дополнительные образовательные программы следующих направленностей: физкультурно-спортивной, художественно – эстетической, туристко-краеведческой, эколого-биологической:

  • физкультурно-спортивная – нормативный срок освоения до 7 лет, категория обучаемых:1 – 11 классы, форма обучения очная;
  • художественно - эстетическая – нормативный срок освоения до 6 лет, категория обучаемых:1 – 11 классы, форма обучения очная;
  • эколого-биологическая– нормативный срок освоения до 9 лет,категория обучаемых:1 – 11 классы, форма обучения очная.
  • туристко-краеведческая – нормативный срок освоения до 3 лет,категория обучаемых:1 – 11 классы, форма обучения очная.

4.2. Предельный возраст обучающегося для получения общего образования в Учреждении по очной форме обучения -18 лет. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

4.3. Содержание общего образования определяется общеобразовательными программами на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин с учетом национально - регионального компонента.

4.4.Организация образовательного процесса в Учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком, и расписанием учебных занятий и режимом работы. Учебный план разрабатывается и утверждается учреждением самостоятельно, на основе Федеральных базисных, Базисных и примерных учебных планов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Республики Коми.

4.5.Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяются учебным планом, Уставом Учреждения, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

4.6.Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на русском языке.

4.7. Военная подготовка в Учреждении проводится согласно статье 13 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» от 01.03.1998г. в 9,10,11 классах по основам военной службы штатным преподавателем в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

4.8. Ежегодная промежуточная аттестация обучающихся проводится по итогам четверти (2-9 классы), полугодия (10-11 классы), учебного года (2-11 классы).

Промежуточная аттестация обучающихся по итогам четверти, полугодия, года осуществляется на основе текущей аттестации знаний, умений, навыков, компетентностей, компетенций (текущего контроля успеваемости) обучающихся за указанный период обучения. Педагогический совет учреждения имеет право на принятие решения о промежуточной аттестации обучающихся и проведении переводных экзаменов во 2 – 8 и 10-х классах. Сроки проведения, порядок и форма аттестации утверждается педагогическим советом Учреждения и доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее января текущего года.

Текущая аттестация (текущий контроль успеваемости) обучающихся включает в себя оценивание результатов учёбы за урок, тему в течение четверти, полугодия, года.

Формой проведения текущей аттестации (текущего контроля успеваемости) обучающихся являются опрос, контрольные, самостоятельные, практические работы, зачёты, тестирование включает в себя отметку по пятибалльной системе, а также «зачёт», «незачёт». Порядок проведения аттестации в учреждении регулируется Положением о системе оценок, периодичности промежуточной аттестации, переводе обучающихся в следующий класс.

Текущий контроль успеваемости обучающихся 2-11 классов Учреждения осуществляется учителями по пятибалльной системе. Учитель, проверяя и оценивая работы (в т.ч. контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет отметку в классный журнал и дневник обучающегося.

Текущие, полугодовые отметки в баллах выставляются в классных журналах, дневниках.

В конце учебного года выставляются годовые, итоговые отметки в классный журнал, дневник. Отметки за четверть, полугодие выставляются на основе текущих отметок за указанный период обучения.

Отметки за год выставляются на основе отметок за четверти, полугодия.

Итоговые отметки выставляются на основе отметок за четверти, полугодия, год, переводные экзамены в переводных классах.

Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе четвертные, полугодовые и годовые отметки «5» награждаются Похвальным листом «За отличные успехи в учении».

4.9.Обучающиеся, освоившие в полном объёме общеобразовательные программы, переводятся в следующий класс.

Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическуюзадолженность в течение следующего учебного года, Учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

4.10. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, или продолжают получать образование в иных формах. Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательные программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

4.11. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета и оформляется приказом по Учреждению.

4.12.Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения.

4.12.1. Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, обучающихся в пределах, определённых Законом Российской Федерации «Об образовании» и настоящим Уставом.

4.12.2.Система и порядок оценки знаний обучающихся, за исключением установленных настоящим Уставом компонентов, определяется Положением о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс.

4.12.3. Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе четвертные и годовые отметки «пять», награждаются Похвальным листом «За отличные успехи в учении».

4.13.Государственная (итоговая) аттестация.

4.13.1.Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников, если учреждение имеет государственную аккредитацию.

4.13.2.Государственная (итоговая) аттестация обучающихся 9,11-х классов Учреждения осуществляется в установленном порядке в соответствии с нормативными, правовыми документами Федерального и регионального уровней в области образования.

4.13.3. Для выпускников 9 и 11-х классов, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более четырёх месяцев, и детей-инвалидов государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников. Указанной категории обучающихся предоставляется право выбора формы прохождения государственной (итоговой) аттестации. Выбранные обучающимися форма (формы), сроки прохождения государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым они планируют сдавать экзамены, указываются ими в заявлении.

4.13.4.Выпускникам Учреждения, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования, заверенный печатью Учреждения с изображением Государственного герба Российской Федерации.

4.13.5. Выпускникам, добившимся особых успехов в учебе, выдаются аттестаты с отличием.

4.13.6.Выпускники 11-х классов, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются в установленном порядке золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении».

4.13.7.Выпускники 9, 11-х классов, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются в установленном порядке Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

4.13.8.Обучающимся, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, учреждение выдает справки установленного образца; несовершеннолетние обучающиеся 9-х классов, не завершившие основное общее образование, по усмотрению родителей (законных представителей) могут быть оставлены на повторное обучение.

4.14.Образовательные программы осваиваются в Учреждении в очной форме. Учреждение по желанию родителей (законных представителей) оказывает помощь и содействие в создание условий для освоения общеобразовательных программ или их отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Порядок организации определяется примерным Положением о формах получения образования в Учреждении. Допускается сочетание различных форм получения образования.

4.15.Учреждение обеспечивает индивидуальное обучение больных детей на дому на основании медицинской справки о состоянии здоровья обучающегося. В соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации в области образования выделяется количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом директора Учреждения определяется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.

4.16. Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября, если это число приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день.

4.16.1. Продолжительность учебного года в 1 классах не менее - 33 недель, во II - IV классах не менее 34 учебных недель, в V – IX классах от 34 до 37 учебных недель (с учётом экзаменационного периода), в X – XI классах – от 34 до 37 учебных недель (с учётом экзаменационного периода).

4.16.2. Продолжительность каникул:

- в Учреждении в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся первых классов в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

4.17. В Учреждении устанавливается следующий режим занятий:

а) Четвертной режим занятий (четверть, год);

б) Учреждение, осуществляет свою деятельность в две смены, обучение 1, 5, выпускных 9, 11 классов проводится только в первую смену;

в) Начало уроков в I смене не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается;

г) Учебные занятия в 1, 4-х классах проводятся в первую смену, продолжительность учебной недели – 5 дней при максимальной недельной нагрузке в 1-х классах – 21 часов, продолжительность учебной недели – 6 дней при максимальной недельной нагрузке во 2 – 4-х классах – 26 часов; продолжительность учебной недели в V–XI классах – 6 дней при максимальной недельной нагрузке 32-37 часов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

д) Продолжительность урока – 45 минут в общеобразовательных 2-11 классах, перемены между уроками – две по 20 минут после 2 и 3 уроков, а остальные по 10 минут.

Для обучающихся первых классовустанавливается ступенчатый режим обучения: в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут, с ноября – 4 урока по 35 минут. В середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью – 40 минут.

е) начало занятий групп продлённого дня во II смене – после окончания последнего урока I смены и уборки помещения.

ж) Работа факультативов, индивидуальных занятий, кружков и секций, организация занятий по развитию интереса обучающихся по различным видам дополнительных образовательных программ осуществляется по отдельному плану во внеурочное время и утверждается директором Учреждения. Между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устанавливается перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

4.18.Количество классов и групп продлённого дня в Учреждении определяется потребностью населения и зависит от санитарных норм и условий для проведения образовательного процесса.

4.18.1. Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается:

- 25 человек в общеобразовательных классах.

4.19. При проведении занятий по иностранному языку во 2- 11 классах, технологии в V-XI классах, физической культуре в X-XI классах, по информатике и ИКТ; физике и химии (во время практических занятий) допускается деление классов (в V-XI классах) на две группы при наполняемости 25 человек. При наличии необходимых условий и средств, возможно комплектование классов и групп продлённого дня с меньшей наполняемостью, а также деление на группы при изучении коми языка.

4.20. Учреждение обеспечивает функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

4.21. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение методов физического и психического насилия не допускается.

Наши рекомендации