ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ физической культуры и спорта К КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аухадеева Л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. пед. н

С культурно-исторических позиций современная коммуникация представляет собой новое условие для развития социально-культурной практики мирового сообщества и жизнедеятельности каждого человека, формирования общественного и индивидуально-личностного сознания. Глобальная система коммуникации затрагивает каждого человека, приобщает его к общечеловеческим ценностям, становится условием осознания своей свободы, индивидуальности, осознания себя как личности, обладающей этической и нравственной ответственностью.

В связи с этим перед высшим образованием ставится проблема совершенствования коммуникативной подготовки современных специалистов, особенно профессий типа «Человек- Человек».

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, и среди них особое место занимает успешная коммуникативная деятельность специалиста как основа продуктивных взаимоотношений, достижения взаимопонимания и реализации целей и задач профессиональной деятельности и преодоления личностных кризисов. Коммуникативная культура – это системная характеристика человека, позволяющая эффективно определиться в культурно-образовательном пространстве, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и самореализации в жизни и профессиональной деятельности.

Коммуникативная культура как часть общей культуры реализует определенные, присущие мировой культуре цели и функции, и позволяет человеку овладеть, «присвоить» ценности культуры, войти в мировое культурное пространство, совершенствовать себя и участвовать в творческом позитивном преобразовании общества. Такой подход дает основание рассматривать коммуникативную культуру специалиста как свойство личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное (не узко профессиональное) пространство общественного сознания и достижение на этой основе высших результатов в духовном развитии и профессиональной деятельности.

Сегодня недостаточно видеть в культуре лишь фрагмент социального окружения человека, а связь культуры и человека трактовать как некоторое направленное воздействие на объект воспитания, или специальную деятельность по освоению культуры. Культура должна рассматриваться как культурная реальность или специфически человеческий способ бытия, который определяет все многообразие практической и духовной активности людей, их миропонимание и систему отношений к обществу, природе, деятельности, другим людям и к самим себе.

Коммуникативная культура является определяющим фактором профессиональной деятельности и общей и профессионально-педагогической культуры специалистов в области физической культуры, выступает основой, средством, условием воспитания, развития, обучения, взаимодействия, сотрудничества, воздействия, и реализации всех функций и видов педагогической деятельности, и определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Целенаправленное, системное, управляемое, поэтапное формирование коммуникативной культуры будущего специалиста в области физической культуры и спорта должно пронизывать все формы организации учебного процесса, УИРС, НИРС, самообразовательную и внеучебную воспитательную деятельность, производственную (педагогическую) практику, все культурно-коммуникативное образовательное пространство и использовать возможности социума.

Формирование коммуникативной культуры понимается как процесс управления ее развитием; специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга формирования коммуникативной культуры как приоритетного направления личностного развития и профессиональной подготовки студентов на основе системного использования: культуроформирующих ресурсов профессионального образования в учебной и внеучебной деятельности студентов; компетентностного подхода как концептуального направления модернизации образования; результатов эмпирического исследования реального состояния и особенностей проявления коммуникативной культуры, обусловленных социально-культурной дифференциацией студентов; понимания коммуникативной культуры учителя как интегративного, системообразующего компонента его общей и профессионально-педагогической индивидуально-личностной культуры. Системность определяется не только профессиональной подготовкой, но и личностным развитием, и культура коммуникативной деятельности как интегративно-системное свойство личности становится ведущим элементом его индивидуально-личностной культуры, проявляется в профессиональной и социально-педагогической деятельности, и определяет возможности самосовершенствования будущего специалиста в области физической культуры и спорта.

Технология системного формирования коммуникативной культуры будущего специалиста в области физической культуры и спорта, должна включать следующие взаимосвязанные компоненты: целевой компонент (содержит номенклатуру целей и задач формирования (как цель деятельности преподавателя) и саморазвития (как цель деятельности студентов) коммуникативной культуры, направленных на развитие коммуникативных профессионально важных свойств и качеств в процессе учебной, учебно-профессиональной и профессиональной коммуникативной деятельности);диагностический компонент (включает блок методик эмпирического исследования реального состояния коммуникативной культуры современных студентов); содержательный компонент (включает содержание учебного материала, структурированного в соответствии с целями и задачами формирования и саморазвития коммуникативной культуры студентов и содержание учебной, учебно-профессиональной и профессионально-педагогической коммуникативной деятельности студентов и преподавателей); процессуальный компонент (включает интерактивные методы обучения и воспитания, педагогические стратегии, стили взаимодействия студентов и преподавателей, направленные на развитие и обогащение опыта субъект-субъектного взаимодействия и продуктивной коммуникативной деятельности); аналитический компонент (включает поэтапный мониторинг процесса и результатов формирования и саморазвития коммуникативной культуры). Реализация технологии предполагает организационно-методическое обеспечение коммуникативной подготовки будущего специалиста в области физической культуры и спорта и может быть основана на следующих принципах: общеметодологических; психолого-педагогических; авторских стратегических и тактических принципах. Таким образом, важнейшим направлением повышения качества образовательного процесса и совершенствования профессиональной подготовки, является совершенствование коммуникативной подготовки и целенаправленное, системное формирование коммуникативной культуры будущего специалиста в области физической культуры и спорта.

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Барышников Ю.А.,профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, профессор, кандидат педагогических наук, Петунин О.В., профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, профессор, доктор педагогических наук.

Поиски успешного изучения студентами курса «Теории и методики физического воспитания и спорта» (ТМФВС), как базовой дисциплины учебного плана подготовки специалистов, предполагает разработку различных подходов. Нами апробирован системно-структурный подход к изучению рассматриваемого курса, который предусматривает: 1) знакомство с его основами и сдача вступительного экзамена абитуриентами факультета; 2) введение первокурсников в изучение этих основ; 3) освоение структуры основных вопросов ТМФВС студентами 2-4 курсов обучения; 4) преемственность базового курса с «Основами научно-методической деятельности» (ОНМД) в области физической культуры и спорта и качественным выполнением квалификационных работ по ТМФВС; 5) психолого-педагогическую интеграцию системы курса в виде «Основ профессионального мастерства» (ОПМ) педагога по физической культуре и спорту и т.п.; 6) государственную аттестацию выпускников факультета ТМФВС и Выпускной квалификационной работе.

Реализация такой системы оставляет желать лучшего уже с ее начала (1): профильные классы физкультурно-педагогической направленности в общеобразовательных школах до сих пор являются редкостью; вступительные экзамены по основам физкультурных знаний тоже проводятся не на всех факультетах физической культуры и спорта. «Введение в специальность» первокурсников проводится по инициативе лишь на некоторых факультетах, хотя Государственный образовательный стандарт по ТМФКС начинается с «Введения…», а в физкультурных курсах выделено самостоятельным предметом в первом семестре. Изучение основных вопросов базового курса (3) начинается как бы с нуля, с естественными издержками качества его усвоения и физкультурно-педагогического образования в целом. В большинстве случаев система изучения профильной дисциплины рассматривается в непосредственной связи с курсом ОНМД в ФКС (4), что снижает качество квалификационных работ по ТМФВС студентов третьего и последующих курсов. Дисциплины специализации (ДС) и курсы по выбору студентов (КВС) тоже рассматриваются чаще всего в непосредственной связи с базовой профильной дисциплиной (5). Поэтому мы вынуждены завышать оценки на Государственной аттестации выпускников.

Относительная громоздкость представленной системы побуждает нас к структурированию ее составляющих, упорядочению содержания изучаемого курса на основе принципа положительного взаимодействия его элементов. Например, считаем целесообразным сначала разобраться в понятии рассматриваемого вопроса, а затем – в его значимости, состоянии имеющих место проблемах, возможных путях их разрешения, сбивающих при этом факторах и т.д. Немало студентов, к сожалению, склоняются к хаотичным ответам и, тем самым, к мнимым знаниям.

Многие годы мы программируем изучение преподаваемых дисциплин, что позволяет содержательнее рассматривать их со студентами и объективнее оценивать усвоение этого материала. Отсутствие же подобных программ порождает разнохарактерность в изучении предметов и побуждает к его завышенной оценке, особенно на Государственной аттестации.

Качество системы определяет мониторинг его составляющих. Средний балл вступительного экзамена в 2010 году (последний набор с 5-6 летним сроком обучения) по Основам физкультурных знаний у абитуриентов заочного отделения несколько ниже дневного (3,3 по отношению к 3,6); качество знаний – то же (55 к 74%), хотя рассуждающих больше (15% к 10). Прослеживается дилетантское отношение к вопросам ТМФКС, настораживает нас и аналогичная установка на дальнейшее учение в ВУЗе.

Нами проведен анализ «успехов» студентов заочного отделения. Так успеваемость студентов 2-3 курсов, явившихся на сессию, составила: по ТМФКС – 96%, средний балл – 3,5, качество знаний – 46%. В целом, результаты неплохие, но троечников более половины. По дисциплине ОНМД: успеваемость – 92%, средний балл – 3,6, качество знаний – 50%. Курсовые работы по ТМФКС: успеваемость – 90%, средний балл – 3,3, качество знаний – около 35%. Выявлено, что умения выполнять курсовые работы отстают от знаний, хотя курсовые работы нередко защищались на экзамене по ОНМД, как и наоборот. Опять обращает на себя внимание обилие работ с оценкой удовлетворительно- 65%.

Сравнительные данные системы ТМФВС: успеваемость ниже по ОНМД; по квалификационным работам ниже и средний балл, и качество знаний. Есть о чем думать и, соответственно, действовать. Успеваемость студентов 3-4 курсов ТМФКС – более 83%, средний балл – 3,6, качество знаний – около 56%. Казалось бы, результаты студентов старшего курса и должны быть несколько выше, чего не скажешь об их успеваемости.

В рамках рассматриваемой системы изучения ТМФВС студенты четвертого курса осваивают интегрированную дисциплину специализации «Психолого-педагогические ОПМ специалиста по физической культуре и спорту». Результаты здесь следующие: успеваемость – около 88%, средний балл – около 3,4, качество знаний – более 56%. Мы ожидали лучшего: во-первых, это студенты старшего курса; во-вторых, они ближе к профессии… Но в последние годы среди студентов-заочников становится все меньше работающих по специальности.

В контексте мониторинга считаем бессмысленным приводить результаты Государственной аттестации выпускников факультета, поскольку они определяются «доброй» комиссией и не коррелируют с оценками преподавателя, ведущего систему курса ТМФВС.

Системно-структурный подход к освоению учебных дисциплин позволяет упорядочить их изучение, побуждает к анализу проделанной работы и совершенствованию последующей, что представляется важным при подготовке бакалавров по профилю «Физическая культура».

Наши рекомендации