Педагогика как наука. Предмет и задачи П

«Педагогика»от греч.-«детоведение, детовождение». Развитие П неотделимо от истории чел-ва. Педаг-кая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развиваласьв древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые П была вычленена из системы философских знаний в начале ХVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагогаЯна Амоса Коменского.К соврем-му времени П. стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

П.– наука о целенаправленном проц. передачи чел-ого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деят-сти (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания чел. (Л.В. Мардахаев); особая сфера деят-сти по восп-нию и обуч-ю чел. (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); наука о восп-нии чел. (Г.М. Афонина, И.П. Подласый).

Объект– воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый проц.

Предмет– целостный педаг-ский проц. направлен-ного развития и формирования лич-сти в условиях ее воспит-я, обуч-я и образ-я.

В фундаменте педаг-х теорий лежат идеи о природе чел., его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе явл. основанием для решения ? о природе воспит-я, обуч-я и образ-я.

Задачи П:

1. вскрытия закономерностей в воспит-и, образ-и, обуче-и, управлении образ-ными и воспит-ными системами.

2.прогнозирование образ-я на ближайшее и отдаленное будущее.

3.внедрения рез-атов исследований в практику.

Временные задачи: задачи «быстрого реагирования», например, создание электронных учебников, электронных каталогов, компьютеризация образовательных учреждений .

2. Основные педагогические категории

Понятийный аппарат педагогики: развитие любой обл. науч. знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на опред-ый Кл. близких по сущности явлений, а с другой - создают предмет данной науки. В понятиях, составляющих аппарат конкретной науки, можно выделить одно, центральное понятие. Остальные понятия отражают части или элементы этого стержневого понятия.

Сформированная т.о. система взаимосвязанных понятий явл. одним развитым понятием, выражающее сущность предмета данной науки. Для П. роль такого стержневого понятия выполняет понятие "пед. проц.". Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, который изучается П-кой, а с другой - выражает сущность этих явлений.

Категория - суждение, определение. К ним относятся наиболее общие понятия, отражающие сущность науки.

Основные пед.категории - воспитание, образование, обучение.

1. Восп-е (общее понятие) - вся система ср-тв и проц., приведенных в действие людьми, обеспечивающими и направляющими развитие растущего чел.. Воспит-ние только тогда явл. Воспит-ем в пед-ком смысле, когда оно обеспечивает развитие чел..

В. в спец.пед.смысле – проц. и рез-т целенаправленного влияния на развитие лич-ти, ее отноше-ний, черт, кач-тв, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

В. в широком смысле – проц. и рез-т развития лич-сти под воздействием целенапр-го обуч-я и воспит-ия.

В.лич-сти уч-ся - одна из пед.форм управ-я его развитием.

Самовоспит-е – самоуправл-е собственным развитием. Восп-е уч-ся, не доведённое до своей высшей ступени - самовоспитания - это полувоспитание.

2. Образ-е - это система передачи и приема опыта поколений, предназна-ченная для развития чел.

Самообраз-е - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений напр. на собств. развитие.

3.Обуч-е – проц. непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодей-ии педагога и уч-ся.

Самообуч-е–проц.непосредственного получ-я чел-ом опыта посредством собств. стремлений и самим выбранных ср-тв

Наши рекомендации