Сущность экономики физической культуры и спорта: концепции зарубежных специалистов

Специалистами различных зарубежных стран - Великобритании (С.Gratton, P. Taylor и др.), Германии (К. Heinemann, M. Gartner, H.Fischer и др.), Франции (W.Andreff, J.-F.Nys и др.) - выработаны базовые концептуальные положения, характеризующие сущность экономики физической культуры и спорта в условиях рыночных отношений.

В тезисном виде охарактеризуем авторскую концепцию экономики спорта одного из ведущих специалистов Франции W. Andreff на основе анализа ряда его публикаций, в том числе монографий «Политическая экономия спорта», «Экономика спорта» и др.

• Анализ взаимоотношений между экономикой и спортом включает три основные проблемы: финансирование спорта, экономическое управление спортом и создание экономических процедур взаимодействия на рынке спортивной промышленности и физкультурно-спортивных услуг.

В рамках проблемы финансирования спорта необходимо анализировать средства, выделяемые государственным и муниципальными бюджетами на его развитие, деятельность спортивных лотерей, национальных и иных фондов развития спорта, спонсоров, доходы от спортивных мероприятий и т. п.

Экономическое управление спортом связано с наиболее эффективным использованием доходов физкультурно-спортивных организаций, ведением бухгалтерского учета, разработкой требований к налоговой системе, правил оптимальных затрат на проведение спортивных мероприятий, путей увеличения вклада лиц, работающих на добровольных началах, анализом вознаграждений спортсменов-профессионалов, условий их труда и т.д.

Взаимодействие на рынке спортивной и иной промышленности и физкультурно-спортивных услуг представляет собой широкий спектр экономической деятельности, связанной с потреблением продукта спорта, созданием спроса на рынке спортивных товаров и услуг, обслуживаемом как специализированным, так и неспециализированным производством, и др. Занятия спортом требуют: создания сети физкультурно-спортивных сооружений и, следовательно, вовлечения в спортивный рынок сферы строительства; поддержания спортивной формы, лечения в случае получения травм и т. п. и, следовательно, включения в спортивный рынок пищевой, фармацевтической промышленности и др.

• Экономика спорта может быть представлена в виде трех составляющих - макроэкономики, мезоэкономики и микроэкономики.

Проблематика макроэкономики связана с оценкой места экономики спорта в национальной экономике, изучением экономических средств, используемых в спортивной политике государства, с экономикой крупных спортивных мероприятий (Олимпийские игры, чемпионаты мира и т.п.), планированием строительства физкультурно-спортивных сооружений, исследованием разнообразных связей между сферой финансов и спортом и др.

Мезоэкономика изучает неравномерное развитие разнообразных видов спорта на основе детального экономического анализа функционирования каждого из них, различных спортивных рынков (региональных и т.д.), а также промышленности по производству спортивных товаров.

Микроэкономика охватывает анализ экономической деятельности муниципалитетов в сфере спорта, экономического управления разнообразными физкультурно-спортивными организациями, экономического статуса спортсменов и т. п.

• Развитие экономики спорта происходило поэтапно.

Первый этап характеризуется эпизодическим взаимодействием экономики и спорта. Начало этого этапа можно отнести к первым Олимпийским играм. Явной же «датой рождения» следует считать возникновение профессионального спорта. Исследований проблем взаимодействия экономики и спорта на этом этапе ни на эмпирическом, ни на теоретическом уровне не проводилось.

Второй этап отличается постоянным и активным взаимодействием экономики и спорта. На этом этапе (приблизительно с середины 70-х годов XX в.) специалисты стали проявлять интерес к исследованиям проблем взаимосвязи и взаимодействия экономики и спорта на эмпирическом уровне.

Третий этап, начало которого относится к 80-м годам XX в., характеризуется расширением и углублением взаимодействия экономики и спорта как по количественным, так и по качественным параметрам. Этому этапу свойственно углубленное изучение проблем экономики спорта, результатом чего явилось формирование экономики спорта как относительно самостоятельной научной дисциплины (теоретический уровень исследований), которая не может существовать вне взаимодействия с социологией спорта, антропологией, демографией и другими науками.

• В настоящее время происходит активный процесс интернационализации экономики спорта, проявляющийся в трех основных аспектах - концептуальном, качественном и количественном.

Концептуальный аспект интернационализации характеризуется тем, что экономика спорта является хотя и второстепенной, но динамично развивающейся отраслью экономической науки. Экономика спорта как учебная дисциплина входит в программы высших профессиональных учебных заведений многих стран мира.

Качественный аспект интернационализации связан с динамичным развитием экономики спорта как сектора народного хозяйства, с успешным преодолением им кризисных ситуаций в различных странах мира и другими обстоятельствами. Важнейшими проявлениями этого процесса является интернационализация капитала (постоянный рост числа фирм, не имеющих непосредственного отношения к спорту, которые спонсируют крупнейшие международные соревно­вания), интернационализация рынка спортивных товаров, в том числе создание мультинациональных фирм по их производству (Adidas, Nike, Reebok, Rossignol и др.), интернационализация спортсменов, выступающих за команды других стран, и др.

Количественный аспект интернационализации характеризуется долей ВВП, которая отражает место экономики спорта в национальной или международной экономике. По приблизительным оценкам, доля экономики спорта в национальном продукте развитых стран составляет 1-2%. Объем мирового рынка спортивных товаров равен 2,0-2,5% международной торговли.

• Экономика спорта как научная дисциплина до последнего времени в основном развивалась в рамках прикладной экономики. Специалисты пользовались концепциями, методами исследований, статистическим аппаратом и т.п., заимствованными из политической экономии, экономического анализа и др., применяя их для изучения взаимодействия экономики и спорта.

Попытки выхода на уровень экономической теории являются пока в области экономики спорта редчайшим исключением. Имеющиеся прецеденты основываются на концепциях и методах различных областей политической экономии, управления, экономики труда и т.д., не породив до настоящего времени собственной теории экономики спорта или оригинального метода исследований.

Экономика спорта априори носит междисциплинарный характер, так как изучает два класса явлений - экономические и спортивные - в их взаимосвязи и взаимозависимости. Наиболее конструктивным путем развития экономики спорта как научной дисциплины в XXI в. следует считать расширение и укрепление междисциплинарных связей и проведение совместных исследований экономистами, историками, социологами, юристами, политологами и представителями других научных дисциплин.

• В настоящее время общество как никогда заинтересовано в расширении экономических исследований в области спорта.

Государство нуждается в оперативном анализе экономической ситуации в сфере спорта для выработки соответствующей экономической политики как в отношении отрасли в целом, так и в отношении разнообразных физкультурно-спортивных организаций и видов спорта.

Представители различных отраслей промышленности заинтересованы в изучении многообразных секторов спортивного рынка. В первую очередь это относится к исследованиям функционирования и развития различных видов спорта для того, чтобы на научной основе осуществлять эффективную спонсорскую деятельность, увеличивать/уменьшать производство разнообразных спортивных товаров, диверсифицировать производство спортивных товаров и физкультурно-спортивных услуг и т.д.

Средствам массовой информации необходимы данные, характеризующие возможности спорта как источника расширения их аудитории, для разработки экономического механизма формирования стоимости прав на телетрансляции крупнейших международных спортивных соревнований, а также пропаганды спорта и т. п.

Физкультурно-спортивные организации для эффективной организации и менеджмента собственной деятельностью должны обладать информацией о влиянии факторов окружающей среды, имеющих как неэкономический, так и экономический характер. Экономический анализ позволяет выявить некоторые переменные величины, формирующие спрос представителей различных социально-демографических групп населения на конкретные физкультурно-спортивные услуги. Результаты такого анализа, в частности, могут конкретно характеризовать экономическую локализацию спорта, основной тенденцией которой являются наиболее быстрые темпы развития спорта в крупных городах и зонах преимущественного экономического развития.

Для проведения подобных и иных исследований в области спорта необходима подготовка специалистов по отраслевой экономике.

Уровень развития экономических исследований в сфере спорта, объем накопленной информации в различных странах мира делают настоятельно необходимым создание банка данных по экономике спорта.

• Наряду с неэкономическими существуют экономические детерминанты роста уровня спортивных достижений. Было бы неправильным ни преувеличивать, ни преуменьшать роль последних в завоевании спортивных побед и установлении рекордов.

Одним из главных стимулов спортсмена (как профессионала, так и любителя) к достижению спортивного результата является приз в денежной или натуральной форме. Высокие спортивные результаты повышают рыночную стоимость спортсмена: для спортсмена-любителя это зачастую открывает путь в профессионалы, для спортсмена-профессионала это значительно повышает стоимость его контрактов при переходе из одного клуба в другой.

На уровень спортивных достижений оказывают влияние высококачественные спортивные товары. Экономика в лице фирм по производству спортивных товаров заинтересована в производстве таких, которые будут апробированы спортивной элитой на крупнейших международных соревнованиях, а затем - со временем - станут достоянием массового спортивного рынка. Спортсмены же проявляют интерес к производству новых высокотехнологичных спортивных товаров, которые помогут им побеждать.

• Экономика спорта должна быть «прозрачной» не только для специалистов, но и для широкой общественности.

Имеющие место суждения о негативном влиянии экономики (в лице, например, фирм-спонсоров) и средств массовой информации на сущность спорта далеко не всегда оправданны. Действительно, средства массовой информации и спонсоры подчас навязывают время проведения соревнований, делают не всегда безуспешные попытки изменить правила проведения соревнований, подчас даже влияют на спортивные результаты. Это, безусловно, - негативный итог проникновения экономики в спорт. Однако полная и достоверная информация об этих процессах практически недоступна не только широким массам населения, но и специалистам.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении объективного знания о гонорарах представителей спортивной элиты, особенно в некоторых видах спорта. Известные общественности и специалистам размеры современных гонораров, достигающие в целом ряде случаев нескольких миллионов долларов в год, выходят за рамки разумных пределов. Однако не следует забывать о том, что кроме официальных существуют еще и неофициальные выплаты, о которых практически ничего не известно. Учитывая размеры оплаты труда высококвалифицированных спортсменов, вряд ли правомерно говорить об их чрезмерной эксплуатации.

В качестве иллюстрации некоторых приведенных выше положений используем опубликованные в периодической печати данные о десяти самых дорогих трансферах на футбольном рынке Италии 1999 года:

Кристиан Вьери (Италия) из "Лацио"в "Интер" за 55 млн. долларов

Марио Аморозо (Бразилия) из "Удинезе"в "Парму" за 40 млн. долларов

Хуан Себастьян Верон (Аргентина) из "Пармы" в "Лацио" за 35млн. долларов

Винченцо Монтелла (Италия) из "Сампдории" в "Рому" за 33млн. долларов

Андрей Шевченко (Украина) из "Динамо" (Киев) в "Милан" за 27млн. долларов

Дарко Ковачевич(Югославия) из "Реал Сосьедад" в "Ювентус" за 25млн. долларов

Вальтер Самуэль (Аргентина) из "Бока Хуниорс" в "Рому" за 24млн. долларов

Стефан Аппиа (Гана) из "Удинезе"в "Парму" за 20 млн. долларов

Симон Индзаги (Италия) из "Пьяченцы" в "Лацио" за 20 млн. долларов

Джанлука Дзамбротта (Италия) из "Бари" в "Ювентус" за 20млн. долларов

ГЛАВА 2. ПРОДУКТ ОТРАСЛИ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Наши рекомендации