Структура программы дополнительного образования
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.
6. Список использованной литературы.
- Внеурочная работа и дополнительное образование: составьте карту «Общее и различия» этих понятий.
Общее и различия | Внеурочная деятельность | Дополнительное образование | |
Внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы, дополнительное образование реализует собственныедополнительные программы | «Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на освоение основной образовательной программы начального общего образовании», | «Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования». | |
Внеурочная деятельность и дополнительное образование определяется различными направлениями/ направленностями содержания | «…Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,)…» | «Дополнительные образовательные программы могут быть различной направленности: художественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной и другой | |
Формы организации внеурочной деятельности определены государственным стандартом образования, формы обучения по дополнительным программам определяет организация. | «…Формы организации образовательного процесса,чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение…» | «Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией» «Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам,а также индивидуально» | |
Внеурочная деятельность и дополнительное образование предъявляют различные требования к нагрузке обучающихся | «Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий)». (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов» (СанПиН 2.4.2.2821-10. Приложение 6) | «Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой и поэтому реком.… Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях(секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется.. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более двух раз в неделю…Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресенья и каникулы. | |
Каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности/ дополнительные образовательные программы | «Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности» | «Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает:дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей и социума . | |
Внеурочная деятельность и дополнительное образование являются добровольным выбором учащегося/родителя/ законных представителей учащегося | «Внеурочная деятельность организуется <…> надобровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. | «К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица |
МДК 01.01 БИЛЕТ №___6______