Методическое обеспечение программы. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Кондопожского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Кондопожского муниципального района

«Дом творчества детей и юношества»

Утверждаю

И.о.директора МОУ ДО «ДТДиЮ»

Мещанская Е. Ю.

Приказ № 116 от 31. 08.2013

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)

программа

художественной направленности

Театр моды «Веда»

( конструирование и моделирование одежды)

Программа рассчитана на возраст 8-14 лет

Срок реализации: 2 года

Автор: Шитова Е.С.,

педагог дополнительного образования.

г. Кондопога

Содержание программы

Пояснительная записка……………………………………………………………….с.2

Учебно- тематический план…………………………………………………………с.7

Содержание программы…………………………………………………………… ..с. 8

Методическое обеспечение программы………………………………………… с. 13

Список литературы …………………………………………………………………с. 18

Учебно- методический комплекс…………………………………………………… с. 20

Приложения…………………………………………………………………………..с. 21.

Пояснительная записка.

Программа «Конструирование и моделирование одежды» - это ответ на запрос детей и их родителей. Данная программа является отдельным, самостоятельным модулем в комплексной программе «Театр моды «Веда». Обучающиеся Театра моды создают авторские проекты не только штучных изделий, но и коллекции одежды. В программе предоставляется дополнительная возможность для особо одаренных детей получить дополнительные знания в области создания и дизайна костюма. Девушки – подростки через приобщение к миру моды учатся не только постигать секреты мастерства в различных дисциплинах, но также научатся «мастерству» общения, взаимопонимания, самовыражения в творчестве. И если никто из них не станет в будущем модельером или профессиональной моделью, образ красоты и гармония, которые создаются в стенах театра моды, останутся в сердце каждой девушки надолго и, несомненно, полученные знания и навыки пригодятся в жизни

Актуальностьпрограммы прослеживается в следующем:

Педагогические инновации последнего времени внесли свои коррективы основным образом в методику управления процес­сом развития ребенка (подростка), в технологию учебного процесса. Основные цели и задачи программы актуальны, поскольку удовлетворяют социальный запрос детей и их родителей на раскрытие и развитие творческих способностей ребенка (подростка), его ран­ней одаренности в выбранной области творчества.

Педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута в студии «Маленький кутюрье» обеспечивает каждому обучающемуся переход от потенциальной к актуальной одаренности. При этом, приоритетными задачами являются задачи воспитания, а не только обучения и развития одаренного ребенка.

Направленность программы – художественно-эстетическая. В программе показана возможность органичного сочетания таких содержательных блоков: техника пошива костюма, технологические приемы обработки костюмов, проектирование изделий, этнография.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации, обучающиеся, не только овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений ребёнка с культурными ценностями, но самое главное – в процессе деятельности у ребенка появляется способность к созиданию, к творчеству.

Программу «Маленький кутюрье» отличает от других то, что основополагающим методическим принципом является приоритет творчества в процессе освоения культурных традиций. Современное творчество не должно полностью повторять традиции прошлого. В объединении «Маленький кутюрье», в живом диалоге прошлого и настоящего, рождаются новые формы детского творчества, основанные на традиционном искусстве. В содержании всех блоков есть новые составляющие.

Специфика данной программы так же в том, что в ней разработана и апробирована подпрограмма "Каникулы", как особый период в развитии детей со своими целями и задачами, дополняющий основной образовательный цикл года.

Адресат программы – младшие школьники и подростки.

Младший школьный возраст - начало систематического школьного обучения, время активного раскрытия индивидуальных особенностей ребенка, его познавательных интересов. В ситуации формирования внутренней позиции школьника со своими социально значимыми обязанностями велика роль педагога. Восприятие ребенка окружающими зависит от оценки взрослого. Раскрытие индивидуальных способностей через предложенные в программе «Маленький кутюрье» виды деятельности, позволяют любому обучающемуся, независимо от его успехов в школе, быть успешным, полезным, уникальным в творчестве.

Младшие школьники возбудимы, эмоциональны, не способны к длительному сосредоточению. Занятия позволяют использовать богатый потенциал эмоциональной подвижности ребенка и в то же время способствуют формированию произвольности мышления, памяти, внимания. Вязание способствует развитию мелкой моторики, благотворно влияет на нервную систему. Сам процесс вязания, работа со схемами способствуют развитию внимания, наблюдательности, зрительной памяти. Работа по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания развивает слуховую память. Выполнение эскизов, конструирование одежды, изделий по собственному замыслу ребёнка способствует развитию мышления, творческого воображения. Работа с различным цветовым материалом помогает детям освоить основы цветологии, привычка любовно, творчески обращаться с цветом – одно из средств воспитания вкуса. Знакомство с историей костюма, сказками, легендами, народными промыслами, историей развития костюма, знакомство с творчеством народных мастеров, художников расширяет кругозор, развивает эстетический вкус.

Подростки.

Каждый подросток личность, а личность формируется через отношение к окружающему миру и через различные социальные роли. Семья, школа, родители, ровесники являются формирующими звеньями в развитии личности. Задача педагогов сохранить уникальную неповторимость подростка, развить творческий потенциал, окунуть в созидательную деятельность.

Активно формирующееся в подростковый период абстрактное, теоретическое мышление позволяет включать в работу новые виды деятельности, например, исследовательские. Становление нового уровня самосознания выражается в стремлении понять себя, свою неповторимость. Возможность выбора вида деятельности, позиции в творческом коллективе делает привлекательными занятия по данной программе для подростков. Формирующиеся в этот период межличностные отношения, стремление к общению со сверстниками способствует эффективной работе в группах над творческими проектами. Повышенная познавательная деятельность подростков, творческая активность, способность выдерживать большие нагрузки - все это позволяет перейти к изучению сложной кружевной техники.

Повышенный интерес к своей внешности, одежде у подростков обосновывают появление в программе нового блока: конструирование и моделирование одежды. Углубленное изучение истории костюма, стилей, творчества мастериц прошлого, современных модельеров, также обосновано особенностями возраста девочек – подростков, их повышенным интересом к своей внешности.

Учащиеся в этом возрасте, имея базу знаний, осознанно проектируют и выполняют изделия. Грамотно пользуются цветом, технологическими особенностями. Возрастает уровень самосознания подростков, потребность оценивать и использовать свои возможности. Подростковый возраст - время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности, что способствует в реализации индивидуального творческого проекта.

Участие в выставках, конкурсах, конференциях, защита творческих проектов – позволяют реализовать творческий потенциал и потребность приумножать культуру средствами прикладного творчества.

Формы и режим занятий:Учебный процесс сводится к следующему: переход от простого этапа к сложному, умение доводить дело до конца, взаимосвязь с истоками народных промыслов, попытка самостоятельных творческих решений. Обучение вязанию связано с выполнением эскизов, творческих композиций.

Программа рассчитана на два года обучения:

1 год - освоение техники шитья через выполнение работ по образцу, с элементами самостоятельных композиционных решений, азы пошива одежды, изучение технологии пошива одежды (узлы, обработка ткани).

2год - изучение новой технологии пошива, самостоятельное проектирование, конструирование и изготовление изделий и аксессуаров.

Программа «Маленький кутюрье» для детей первого года обучения рассчитана на 144 часа в год (4 часа в неделю), а для детей второго на 216 часов в год (6 часов в неделю). Практические занятия доминируют над теоретическими. Такое распределение часов для каждого года обучения позволяет выполнить программу, закрепить умения и навыки по всем направлениям основного вязания и кружевной технологии, обеспечить участие в выставках и конкурсах.

В объединении используются разнообразные формы проведения занятий: индивидуальные, парные, по звеньям, всей группой. Поскольку практическое освоение пошива одежды требует индивидуального обучения и на занятиях используется большое количество острых предметов (булавки, иголки, крючки, ножницы), то такая форма позволяет уделять больше внимания каждому ребенку и соблюдать технику безопасности. Дети занимаются по индиви­дуальным образовательным маршрутам,но организация учебного процесса происходит в группах. Именно поэтому технологией учебного процесса предусмотре­но как обязательное и непременное условие в его практической реализации:

- строго дифференцированный подход к любому и каждому ребенку и подростку ;

- индивидуализация образовательного маршрута;

- вариативность тем - заданий, входящих в план учебно-развивающей деятельности

Цель программы:

Воспитание творческой личности, способной видеть красоту предметного мира, воплощать наследие прошлого и опыт настоящего.

Задачи.

Воспитательные:

-сформировать у детей способности к нравственным и эстетическим переживаниям: любви к родной природе, Родине, уважению к ее национальным традициям, а так же к культурным традициям других народов.

- воспитать серьезное и бережное, ответственное отношение к своему труду и труду других людей;

- воспитать организованность и самодисциплину.

- сформировать у детей умение сотрудничать, взаимодействовать, конструктивно общаться в творческом процессе.

Образовательные:

- научить обращаться с материалами и инструментами в соответствии с правилами техники безопасности

- научить различным художественным приемам и техникам пошива одежды, умелому их сочетанию для наилучшей реализации творческого замысла.

- научить использованию основных терминов, используемых в пошиве одежды.

- сформировать умение словами передать замысел художественного произведения.

- научить проводить простейшие измерения разными способами; использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач

- обучить основам композиции, цветологии, материаловедения, конструирования, правилам выполнения эскизов

Развивающие:

- сформировать у обучающихся способности решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций, самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

- способствовать расширению кругозора посредством различных источников информации.

- сформировать исследовательские навыки, умения передачи, поиска, преобразования, хранения информации,

- сформировать умения ориентироваться в информационном пространстве;

По итогам первого года обучающиеся:

Приобретут знания:

-по технике безопасного труда

-по цветологии

-по основам композиции

-по основам материаловедения

Познакомятся:

-с историей костюма

-с историей традиционных праздников

-с творчеством народных умельцев и художников

Обретут умения:

- навыки по пошиву одежды и декоративных поделок и аксессуаров

- правильно подбирать ткани по цвету и фактуре

Обретут навыки:

- чтения схем и построение по ним

- расчетный метод лекал

Получат знания:

-по выполнению изготовлению одежды, и обработки узлов.

По итогам второго года обучающиеся:

Получат знания:

-по выполнению пошива более сложной одежды

-по применению новых технологий в пошиве одежды

-по основам дизайна

Обретут навыки:

-выполнения сложного пошива одежды.

-выполнения изделий в разных методиках

-выполнения различных узлов в одежде

Научатся:

-подбирать материалы в соответствии с толщиной и фактурой ткани

-самостоятельно проектировать изделия и воплотить идеи в конкретные изделия

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка прикладного творчества, выставка эскизов , фестиваль.

Способ определения результатов: наблюдение, беседа с ребенком, родителями, классным руководителем, анкетирование, тестирование, зачетные теоретические и практические задания.

По итогам наблюдения педагогом ежегодно заполняются карты наблюдения, которые позволяют корректировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, сложность тем, заданий Карты наблюдения заполняются педагогом без участия обучающихся

Результаты отражают высокий, средний, базовый уровень теоретической и практической подготовки, творческой активности обучающихся.

Базовый:овладел менее чем ½ объема знаний, и начальным уровнем практической подготовки, предусмотренных программой. При выполнении заданий обращается за помощью к педагогу

Средний:владеет основными навыками и приемами, объем усвоенных знаний составляет более ½. Средний темп учебной деятельности. При выполнении заданий проявляет самостоятельность. Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Участвует в выставках прикладного творчества.

Высокий: имеет прочные, полные и системные знания в рамках программы, овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; высокий темп учебной деятельности, устойчивый интерес, справляется с объёмом работ повышенной сложности. Умеет работать самостоятельно, планировать предстоящую работу, и находить пути и средства ее реализации. Вносит предложения по развитию деятельности объединения, постоянно участвует в выставках прикладного творчества. Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни, умеет самостоятельно находить информацию.

Педагогическая диагностика результативностиобразовательной деятельности осуществляется в несколько этапов.

Обучающиеся первого года принимаются в учебную группу на добровольной основе, без отбора. При поступлении обучающегося в детское объединение определяется уровень его подготовки, что позволяет обеспечить индивидуальный подход при освоении ребёнком образовательной программы. Для выявления актуального уровня подготовки ребёнка применяются следующие методы: собеседование, педагогическое наблюдение.

Промежуточная аттестация проводится с целью выявления успешности освоения обучающимся в конце учебного года. Результат отслеживается также по блокам программы после проведения итоговых форм: выставка, конкурс и пр.

Итоговая аттестацияпроводится с целью подведения итогов обучения, выявления уровня успешности в освоении программы. Итоговая аттестация позволяет определить уровень теоретической подготовки воспитанников, выявить степень сформированности практических умений и навыков, соотнести прогнозируемый и реальный результаты учебно-воспитательной работы.

Каждый выпускник студии получает свидетельство об окончании студии и Портфолио.

Портфолио является универсальной формой педагогического сопровождения ребенка в программе «Маленький кутюрье». Создание Портфолио осуществляется на основе становления и развития рефлексивной позиции обучающегося. Это позволяет корректировать индивидуальный образовательный маршрут, научить ребенка мотивировать свои желания, творческий рост.

Учебно-тематический план

  I год II год  
Общее кол-во часов В том числе Общее кол-во часов В том числе  
Теория практика теория практика  
Вводное занятие - -  
Основы композиции По ходу занятий
Цветоведение По ходу занятий
Материаловедение По ходу занятий
Основная техника пошива одежды По ходу занятий
Аппликация - - -  
Забавные поделки  
Изготовление сувениров  
Декоративные панно и изделия  
Правила чтения схем  
Пошив одежды, обработка узлов  
Аксессуары  
Карельское нар. тв-во. Выполнение эскизов.        
Орнамент        
Творческие работы  
Программа «Каникулы»  
Итоговое занятие - -  
Всего часов  
                     

Содержание занятий первого года обучения

тема Кол-во часов
Вводное занятие. Что такое декоративно – прикладное творчество, шитье как один из видов декоративно-прикладного искусства. Сказка о рукодельнице Марте. Ознакомление с содержанием программы. Как оборудовать рабочее место. Техника безопасности. Материалы и инструменты.  
Техника пошива одежды. Основные приемы пошива одежды – начальная обработка узлов. Выполнение аппликации из ткани. Знакомство с новой терминологией – аппликация, натюрморт, пейзаж, портрет, композиция. Основы цветологии. Выполнение композиции «Карельская природа».
Аксессуары.Изготовление сумочки. Беседа « Украшения на все времена». Украшения героинь карельских сказок в творчестве художницы Т. Юфа. Освоение техники пошива- обработка краев в изделие.
Декоративные изделия. пошив настенного панно. “ Сова “. Беседа «Пернатые Карелии». Основные приемы пошива панно – обработка краев. Техника сбоки панно в единое целое. Знакомство с новой терминологией – стачивание, застрачивание. Основы цветологии.  
Забавные поделки. Пошив Карельского фартука. Беседа “Из истории возникновения фартука”. Знакомство с творчеством С.Ф. Тарасенко. Основы материаловедения, цветоведения. Что такое плотность ткани. Как выполнить шов “вперед иголку”, “назад иголку”. Выполнение эскиза фартука с Карельскими мотивами. Пошив фартука, дополнений к фартуку, оформление фартука.
Забавные поделки. Пошива игольницы “грибочек”. Краткая беседа о видах грибов растущих в Карелии. Выполнение эскиза (композиционные и цветовые решения, варианты дополнений, украшений являются творческим замыслом ребенка.)
Забавные поделки. Прихваток в виде листочка. Беседа “Листьев в природе» Выполнение эскиза. Пошив и оформление и прихватки. Использование двух видов соединения деталей: пришивание и обвязывание.
Пошив новогодних подарков и сувениров. Беседа “История, традиции встречи Нового года”. Что такое сувенир и его назначение. А) изготовление снеговика. Изображение снеговика в иллюстрациях художников. Анализ предлагаемой работы. Выполнение эскиза. Цветовое решение – теплые, холодные, нейтральные тона. Пошив игрушки. Оформление подарка. Б) изготовление Деда Мороза или Снегурочки Знакомство с творчеством художников, выполнение эскиза. Цветовое решение- насыщенность тонов. Пошив игрушки, оформление подарка.
Пошив медведя. Отработка шва в перед иголкой, с применением частичного прибавления усложненных элементов.
Условные обозначения. Техника пошива. Изучение техники пошива (терминология). Изучение условных обозначений. Чтение схем.
Декоративное панно. Знакомство с творчеством М. Максимовой, М. Кузьминой. Что такое композиция. Ассимметрия, симметрия, ритм в композиции (на примере работ студии «Карельская вышивка). Выполнение эскиза панно. Цветовое решение. Свойство х\б нитей. Подбор тканей. Выполнение основы панно. Пошив элементов. Соединение элементов с основой.
Техника пошива. Техническое условия на выполнения ручных работ. Беседа “Из бабушкиного сундучка”. Знакомство с творчеством народных умельцев. Салфетки и скатерти как дополнение к интерьеру. Пошив салфеток. Знакомство с экспозицией «Из бабушкиного сундучка». Подбор ткани и фурнитуры. (Правильный подбор цветовой гаммы ткани).
Техника пошива. Воротников и манжет. Воротнички – украшение любого платья. Знакомство с творчеством художников – портретистов. Выполнение чертежа – выкройки воротника и манжет. Пошив изделий.  
Выполнение панно “Цветы весны”. Экскурсия на природу. Коллективная работа. Выполнение эскиза. Работа над совместным проектом.
Интерьер кухни. Беседа «Поделки выполнены ручными строчками, как дополнение к интерьеру кухни». Выполнение эскиза «Украшаем кухню». Знакомство с творчеством народных умельцев. Пошив прихваток (форма прихватки, цветовое решение – творческий замысел ребёнка), пошив декоративных корзиночек по образцу, пошив декоративных косметичек (работа по авторскому эскизу).
Творческая работа. Выбор индивидуальной темы. Создание первой творческой работы, через выполнение эскиза и воплощение его в конкретное изделие.
Программа «Каникулы.
Итоговое занятие. Подведение итогов. Подготовка к выставке: отбор работ, обсуждение выставочных работ.
Итого:

Содержание занятий второго года обучения

Тема Кол-во часов
Вводное занятие. Летние впечатления. Новое из истории костюма. Необходимые материалы и инструменты. Повторение техники безопасности. Знакомство с программой обучения.
Декоративное панно. Краткая беседа «Карельская природа в картинах художников». Знакомство с творчеством художников Карелии В. Авдышева, Б. Поморцева, Д. Поленкова, С. Юнтунена, а также северные мотивы в полотнах Н. Рериха и в творчестве фото художников. Что такое пейзаж? Выполнение эскиза картины. Цветовое решение. Выполнение картины.
Пошив декоративного панно. Повторение техники пошива. Краткая беседа о красоте родного края. Карельская природа: камни, мхи, цветы и т.д. – возможность передать их красоту через пошив. Знакомство с творчеством народных мастеров. Выполнение эскиза. Пошив фрагментов для панно: цветы, ягоды, шишки, листья и т.д. (Композиционные и цветовые решения – творческий замысел ребёнка).
Забавные поделки.Техника пошива.Ручные стежки и строчки. Определение тёплых и холодных тонов, насыщенность цвета. Структура волокон ткани. Пошив игрушки ручными стежками. Эскиз дополнений к игрушке. Самостоятельное оформление игрушки.
Правила чтения схем. Изучение символов. Чтение схем узоров. Правильный выбор иголок к различным видам ткани. Пошив образцов по схемам.
Техника пошива.Терминология ручных работ. Закрепление темы: «правила чтения схем». Выполнение ручных работ, раскрой квадратов и соединения между собой. подбор ткани (фактура ткани, цветовая гамма). Раскрой квадратов. Соединение квадратов между собой (сметочные работы). Оформление готового изделия. Украшение изделия.
Пошив новогодних сувениров. Беседа «новогодние традиции народов мира». Пошив новогоднего подсвечника – творческий замысел ребёнка. Пошив шишек. Оформление новогоднего венка шишками. Новогодний талисман.
  Карельское народное творчество. Беседа о изготовления одежды в карельском народном творчестве. Традиционное применение кружев в украшении одежды и интерьера карельских изб (подзоры, накидки на наволочки, украшение наволочек и полотенец и т.д.) Выполнение набросков «украшение карельской избы».
Назначение и классификация одежды. Одежда является одним из предметов первой необходимости человека. Знакомство с работами народных умельцев и мастеров. Творчество Т. Юфа. Узоры и украшения костюмов сказочных персонажей. Характеристика технологии выполнения отдельных узлов в одежде . Выбор обработки узлов. Пошив и соединение мотивов в единую композицию.
Знакомство с работами народных мастеров. Беседа «Карельские мотивы»- творчество художников графиков. Выполнение эскиза картины – изготовления панно по предложенным схемам или эскизам учащихся.
Орнамент. Что такое орнамент. Виды орнамента. Символика в народном орнаменте. Ритм и статичность в орнаменте. Выполнение эскизов. Пошив по схемам учащихся.
Аксессуары. Краткая беседа о истории появления украшений, украшения к традиционному народному костюму Русского севера. Выполнение эскиза. Работа по эскизам.
Творческая работа. Выбор индивидуальной темы. Выполнение эскиза, выполнение авторского проекта.
Программа «Каникулы».
Итоговое занятие. Подведение итогов. Подготовка к выставке: отбор работ, обсуждение выставочных работ.
Итого:

Методическое обеспечение программы

Ключевым методическим принципом программы является гуманно – личностный подход к ребенку.

- Ребенок – не средство реализации, а главная цель программы.

- Творчество – условие успешного освоения окружающего мира.

- Работа на развитие должна реализоваться в системе.

- Успех ребенка – условие успешной реализации педагогической системы

Основные технологии:

технологии дифференциации обучения, технология развивающего обучения.,технология индивидуализации обучения, технология коллективного взаимообучения, .проектные технологии, групповые технологии, игровые технологии, педагогика сотрудничества, информационные технологии

Методы обучения.

Объяснительно- иллюстративный

Демонстрация иллюстраций (любого материала по теме) Рассказ педагога с опорой на демонстрацию. Используется при беседах или при объяснении нового материала.

Репродуктивный

Выполнение заданий по строго заданному образцу ( создание «Репродукций») Используется при практических работах или при выполнении отчетов по экскурсиям конкурсам, конференциям.

Проблемного изложения

Выполнение заданий, связанных с решением какой- либо проблемной ситуации. Такую ситуацию должен задать сам педагог. Используется на практических работах, творческих работах.

Поисковый

Выполнение заданий, связанных с поиском каких- либо решений. Используется на практических работах и на занятиях, связанных с разработкой эскизов, разработкой и проработкой композиций, цветовых решений.

Методы воспитания

Методы изменения деятельности и общения воспитанников (введение новых видов деятельности и общения, усложнение их содержания и совершенствование их форм); Методы изменения отношений в коллективе (демонстрация новых отношений, более притягательных для детей по сравнению с прежними, - стиля жизни, социально-психологического климата, "поля" коллектива и пр.);

Методы изменения компонентов воспитательной системы (определение новых педагогических целей, коллективных целей, представлений коллектива о себе самом, о своём месте в окружающем мире, о перспективах развития и т. п.

Наши рекомендации