Классификация индивидуальных проектов
ТИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Проблемно-реферативные – проекты, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные – проекты, в основе которых лежит выполнение эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные – проекты, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы по общественно-экологической направленности.
Социально - ориентированные проекты нацелены на решение социальных задач, отчетные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудио-материалы.
Научно-исследовательские проекты по структуре напоминают научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте ил явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.
Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.
Конструкторский проект - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.
ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Монопредметный проект – проект в рамках одной учебной дисциплины.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам.
Метапредметный проект – внепредметный проект выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки учебных дисциплин.
Работа над индивидуальным проектом может осуществляться по следующим направлениям (таблица 1).
Таблица 1 – Рекомендуемые направления индивидуального проектирования
Направления индивидуального проектирования | Примерная тематика проектов |
Экономическое | 1. Обновление производства 2. Экономические проблемы общества 3. Технико-экономические расчеты 4. Анализ альтернативных решений 5. Бизнес-план 6. Управление персоналом |
Производственное или техническое | 1. Технология производства 2. Разработка мероприятий по улучшению качества продукции 3. Автоматизация производства 4. Партнерство с работодателями 5. Охрана труда и безопасное ведение работ |
Профориентационное (в соответствии с выбранной специальностью) | 1. Профессиональное самоопределение 2. Составление резюме 3. Рынок труда 4. Построение карьеры 5. Производственная адаптация 6. Развитие профессиональных качеств |
Художественное | 1. Искусство 2. Эстетика 3. Народные промыслы 4. Декоративно – прикладное искусство 5. Художественное творчество 6. Арт-проект |
Естественно-научное | 1. Естественно-научные дисциплины 2. Информационные технологии 3. Разработка информационного ресурса 4. Разработки в области медицины |
Социокультурное | 1. Историческое 2. Гражданско-патриотическое 3. Социальное 4. Идеологическое 5. Экологическое 6. Создание комфортной среды для людей с ограниченными возможностями 7. Здоровье нации |
Обучающийся выбирает по своему желанию или по рекомендации преподавателя направленность индивидуального проекта.
Экономическая
Программа действий, мер по осуществлению конкретного, предметного социально-экономического замысла, например, по обновлению производства, освоению добычи полезных ископаемых, выпуску и продаже новых товаров. В основе проекта должно лежать решение какой-либо экономической проблемы общества (семьи, города, региона). Результаты любого проекта должны быть «осязаемыми», т.е. должен быть конкретный результат, готовый к применению. В проекте должны быть представлены технико-экономические расчеты, сравнение и (или) анализ различных альтернативных вариантов решений.
Производственная или техническая
Проект технический – образ намеченного к созданию объекта, представленный в виде его описания, схем, чертежей, расчетов, обоснований, числовых показателей. Производственный проект может быть выполнен в период или после прохождения производственной практики. Особое значение имеет практико-ориентированный тип проекта, который может быть реализован с потенциальным работодателем.
Профориентационный проект
Проект призван повысить статус и стандарты профессиональной подготовки промышленных кадров, способствовать грамотной профориентации и повышению качества образования. Целью выполнения такого проекта может быть популяризация рабочих профессий; анализ регионального компонента трудовых вакансий; социально-трудовая адаптация школьников; развитие умений выбирать оптимальный путь самореализации; оказание помощи обучающимся при принятии решений выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей личности и потребности рынка труда.
Художественный проект
В рамках проекта можно попробовать себя в роли художников, фотографов, перформансистов, поэтов и танцоров и т.д. здесь могут выполняться работы любых жанров и видов искусства. Одной из задач может быть – дать в работе свои ответы на вопросы: «Что есть культура сейчас?», «Куда она движется?», «Почему так происходит?».
Естественнонаучное направление
Включает в себя очень широкие направления и области естественнонаучного знания математики, физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения. В процессе создания естественнонаучных проектов возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению обширных знаний, обогащается умственная деятельность, развивается умение мыслить.
Индивидуальные проекты в области химии призваны, прежде всего, показать, что химия – это не только учебная дисциплина, подобная второму языку – требует не только понимания, но и запоминания, а иногда и зубрежки, а органичная часть жизни любого человека, помогающая понять структуру мирозданья и разобраться в окружающей действительности. Химические технологии сегодня прочно вошли практически во все сферы нашей жизни, во многом облегчая ее, но одновременно и порождая многие проблемы, частично пересекающиеся с биолого-экологическими.
Проектная деятельность в области физики имеет основной задачей показать обучающимися систему межпредметных связей и помочь увидеть, что физика – это не только язык формул, но и целая система, позволяющая описать многие необычные явления обыденной жизни.
Задача проектно-исследовательской деятельности в области математики – это обозначение межпредметных связей и развитие исследовательского интереса в данной области.
Социокультурный проект
Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, как мировоззренческая и технологическая основа целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел – предваряющий действие проект.
Целью проекта может быть воспитание нравственности, гражданственности, социальной толерантности, стремление нести добро в окружающий мир, любовь к истории собственного народа, своей семьи, в сочетании с уважением к представителям других национальностей.