Тематический модуль 1. Занятие 1-2. Лекция 1-2

Тема: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ВОСПИТАНИИ, ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ – 4 часа

Основные понятия: педагогика, предмет педагогики; категории педагогики: воспитание, обучение, образование, самообразование, развитие человека; отрасли педагогики; методы получения фактов в педагогике: педагогическое наблюдение, педагогический опрос, анкетирование, педагогический эксперимент.

Теоретический материал:

1. Общественно-исторический характер педагогики.

2. История развития педагогики как науки за рубежом и в России.

3. Предмет и функции педагогики.

4. Категории и отрасли педагогики.

5. Методы получения фактов в педагогике.

I. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПЕДАГОГИКИ

Педагогика – одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть предметом является воспитание.

Педагогика - наука о воспитании.

В переводе с греческого Paidagogikaозначает детовождение.

Воспитание: вечная историческая классовая категория.

Воспитание– это целенаправленный, организационный процесс формирования личности.

Развитие педагогики шло:

- от житейских наблюдений к обобщениям;

- от разрозненных высказываний к целостной системе воспитания;

- от догадок, утопических взглядов к научному предвидению.

II.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Этапы развития педагогики как науки:

- Зарубежная педагогика (античная, феодальная, эпоха капитализма).

- Педагогика в России.

В своем развитие зарубежная педагогика прошла три этапа:

1. Античная педагогика ( 6-й в.до н.э. - 5-й в.н.э. ). В течение многих веков существования человечества воспитание было естественным процессом. Оно не составляло предмета специального изучения. Первые научные взгляды на воспитание появились в трудах древнегреческих философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, которые изучали формы общественного сознания, понятия о мире и месте в нем человека. Тогда и возник термин педагогика от греческого слова «paidagogike», что означает детовождение.

Функционировали две системы воспитания: А) Спартанская (гос. Лакония) и Б) Афинская (гос. Аттика). Представители: Сократ (469 - 399 до н.э.) - философ - идеалист. Демокрит (460 - 370 до н.э.) – философ-материалист. Платон (428 - 347 до н.э.) - ученик Сократа. Аристотель (384 - 322 до н.э.) - ученик Платона.

2. Педагогика феодального общества (5 - 16 вв.). Функционировала в рамках философии, была пронизана духом религиозной идеологии. В 7 - 13 веках появляются отдельные руководства по воспитанию детей феодальной знати. Наивысшее развитие получила в эпоху Возрождения (14 - 16 вв.). Идеи гуманизма: Франсуа Рабле (1483 - 1553), Томас Мор (1478 -1535).

3. Педагогика эпохи капитализма (16 - 19 вв.). Явное несоответствие содержания школьного образования меняющимся условиям общественно - экономической жизни, что вызвало необходимость реформирования школы.

Видные педагоги этого периода:

Жак Жак Русо (1712-1778 г.г.)– первый обратил внимание на то, что ребенка нужно обучать и воспитывать, максимально полагаясь на его собственные интересы, его выбор, его действия. Руссо считал, что мудрый воспитатель должен создавать условия и побуждать детей к тому, чтобы они открывали истину, были в известной мере независимыми от воспитателя даже в пору ученичества, то есть правильное воспитание – это создание условий для самовоспитания. По Руссо «саморазвивается» в ребенке то, что есть в нем от природы.

И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.)– развил учение о том, что целью воспитания является развитие природных сил и способностей ребенка. Он утверждал, что развивать можно и следует, обучая. Разработал методику развивающего обучения.

И.Ф. Герберт (1776-1841 г.г.) – сделал попытку выделить ступени обучения, то есть рассмотреть структуру процесса обучения.

По Герберту, обучение проходит через 4-е ступени:

1) ясность (первоначальное ознакомление с изучаемым на основе объяснения учителя с применением наглядности);

2) ассоциации (установление связи нового с известным);

3) система (выделение основных положений, поиски выводов, формирование правил и законов);

4) метод (применение полученных знаний на практике).

Эта структура очень похожа на традиционную в нашей отечественной педагогике (восприятие – осмысление – закрепление – применение знаний на практике).

Основоположником педагогической науки явился чешский педагог - Ян Амос Коменский (1592 - 1670 гг.). Его заслуги:

1. Разработал систему школ, в соответствии с возрастной периодизацией .

2. Обосновал цель, задачи и средства воспитания.

3. Разработал и обосновал классно - урочную систему; принципы и методы обучения.

4. Создал педагогическую теорию образования и воспитания

5. Разработал первое руководство по воспитанию детей дошкольного возраста.

Я.А. Коменский всецело полагался на то, что педагог должен мудро и уверенно вести за собой детей. Вкладвпедагогику - книга "Великая дидактика".

Развитие педагогики в России носило самобытный оригинальный характер (с учетом особенностей экономического и политического развития) и включало 2 этапа:

1. Развитие российской педагогики - истоки будущей русской педагогике находили еще у древних восточных славян:

1. Воспитание детей - функция родителей.

Основная цель воспитания - подготовка детей к жизни.

2. Народная педагогика (отражена в устном народном творчестве) - в 16 -18 в.в. появились братские школы (зарождение классно - урочной системы).

На Руси (XII в.) первые учителя назывались «мастерами» - это были свободные люди (дьячки или мирские).

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

• Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

• Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

• Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Основоположником русской педагогики явился К. Д. Ушинский (1824 - 1870 гг.). Его заслуги:

1. Обосновал идею народности воспитания.

2. Сформулировал цель и средства воспитания.

3. Раскрыл сущность процесса обучения.

4. Научно обосновал классно - урочную систему.

5. Разработал принципы и методы обучения.

6. Раскрыл роль учителя и требования к нему.

7. Развил педагогическое учение, построенное на анализе психологии ребенка, человека вообще.

Он считал, что нельзя ставить одну общую цель для воспитания всех детей. Дети не могут быть одинаково всесторонними, умными и умелыми. Неодинаково их общественное положение, и это определяет различия в постановке воспитательных целей. Общим для всех людей является стремление к счастью. Основные заслуги: явился создателем глубокой и стройной отечественной системы подготовки учителей; расширил и обогатил методику начального обучения; внес новое в применение принципов сознательности, прочности и активности; разработал ряд учебных книг «Родное слово», «Человек как предмет воспитания".

В развитие педагогики в России большой вклад внесли:

М. В. Ломоносов (1711-1765), Н. И. Новиков (1744-1818), И. И. Бецкой (1704-1795), А. Н. Радищев (1749-1802), Л. Н. Толстой (1828-1910).

2. Становление и развитие советской педагогической науки (1917 - 1985).

Источники:

1. Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

2. Декреты Советской власти по народному образованию.

3. Программные документы (КПСС и Советского правительства).

4. Педагогическое наследие.

5. Передовой опыт советских педагогов.

В становлении и развитии советской педагогики сыграли большую роль: Н. К. Крупская; А. В. Луначарский; П. П. Блонский; С. Т. Шацкий; А. С. Макаренко; В. А. Сухомлинский.

Петр Федорович Каптерев (1849-1922) -продолжил работу К.Д.Ушинского по созданию психологически обоснованной дидактики. Он обосновал цель обучения как обеспечения саморазвития личности и показал основные пути достижения этой цели на основе использования учебного материала, в плане саморазвития, вызванного и обеспеченного деятельностью учителя.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939)– разработал теорию воспитания в коллективе, которую он успешно применил в практической воспитательной работе в детских коллективах 20-30-е годы; создал методику формирования коллектива как инструмента воспитания личности.

Михаил Александрович Данилов (1899-1973)– ввел в нашу педагогику представление о дидуктивно-систематической логике учебного процесса (от общего к частному); обратил внимание на необходимость подготовки учащихся к активному восприятию новых знаний.

Наука не останавливается в своем развитии: свой предмет она не в состоянии изучить до конца, полностью познать его. Тем более это относится к педагогике – науке о самом сложном, постоянно изменяющемся и развивающемся феномене, которым является формирования личности.

III. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИКИ

Предмет педагогики – это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях

Объектом педагогикивыступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Функции педагогики как науки:

Наши рекомендации