Курсе повышения квалификации
«ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИЯ»
Полученные в рамках курса знания и умения позволят участникам лучше понимать образовательные потребности детей с ТМНР и сделать процесс их обучения более эффективным.
В данный курс входит:
· Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) обучения детей с ТМНР
· Диагностика уровня развития. Составление индивидуальных образовательных маршрутов для учеников
· Организация образовательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР
· Принципы и методы организации групповой и индивидуальной работы с ученикам
· Методы работы с детьми, имеющими наиболее выраженные нарушения развития
· Использование в работе альтернативной и дополнительной коммуникации
· Установление контакта с детьми, имеющими ТМНР
· Принципы взаимодействия с семьей ученика с тяжелыми нарушениями
· Организация командной работы вокруг образовательных потребностей ученика
· Двигательное сопровождение ребёнка с ТМНР: позиционирование и перемещение.
Преподаватели курса – ведущие специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы и Пскова, имеющие большой опыт работы с детьми с ТМНР:
· Сухарева Оксана Юрьевна – заместитель директора по УВР, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области, разработчик ФГОС и АООП;
· Рудакова Елена Анатольевна – методист, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области, разработчик ФГОС и АООП;
· Рыскина Виктория Львовна – педагог-психолог, логопед, специалист по ранней и альтернативной коммуникации, методист ГНМЦ «Семья», г. Санкт-Петербург;
· БерковичМария Борисовна – педагог-дефектолог, преподаватель ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас», г. Санкт-Петербург;
· Рязанова Инна Леонидовна – учитель класса «Особый ребенок», учитель индивидуального обучения в специальной (коррекционной) школе № 25 (VIII вида), площадка «Павловск» (на базе ДДИ № 4), г. Санкт-Петербург;
· Глазкова Ирина Евгеньевна – специальный педагог, учитель индивидуального обучения в специальной (коррекционной) школе № 25 (VIII вида), площадка «Павловск» (на базе ДДИ № 4), г. Санкт-Петербург;
· Рязанова Анастасия Владимировна – детский и семейный психолог, руководитель психолого-педагогической работы в Центре «Пространство общения» МОО «Дорога в мир», г. Москва;
· Долотова Ирина Александровна – координатор проектов родительской организации «Дорога в мир», г. Москва;
· Абсандзе Илона Арефовна – физический терапевт, Бобат-терапевт, специалист по техническим средствам реабилитации, ООО «Актив», детская выездная паллиативная служба Фонд помощи, г. Санкт-Петербург.
ПРОГРАММА КУРСА:
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ | ВЕДУЩИЙ | В ПРОГРАММЕ МОДУЛЯ: |
1 МОДУЛЬ | ||
31января – 1 февраля академических часов | О. Сухарева Е. Рудакова | Тема: Организация образовательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР (часть 1). Содержание: · ФГОС образования учащихся с интеллектуальными нарушениями; · Особые образовательные потребности учащихся с интеллектуальными нарушениями, ТМНР; · Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. Учебный план; · Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития. |
Тема: Организация образовательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР (часть 2). Содержание: · Психолого-педагогическое обследование ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой степенью интеллектуальных нарушений, ТМНР; · Разработка СИПР (специальной индивидуальной программы развития); · Система оценки достижений ученика. | ||
2 МОДУЛЬ | ||
14 февраля академических часов | В. Рыскина | Тема: Использование альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми, имеющими ТМНР. Содержание: · Альтернативная и дополнительная коммуникация в контексте общего развития коммуникации; · Различные системы альтернативной и дополнительной коммуникации; · Дети с нарушениями в развитии и альтернативная коммуникация; · Системы работы с жестами, визуальными изображениями и техническими средствами : обучение и повседневная жизнь. |
15 февраля академических часов | М.Беркович | Тема: Установление контакта с учеником. Содержание: · Причины нарушений взаимодействия; · Стереотипное поведение как основа для контакта. Интенсивное взаимодействие; · Использование в работе сенсорных и ритмических игр; · Работа с трудным поведением (агрессией, аутоагрессией). |
3 МОДУЛЬ | ||
1 марта академических часов | И. Рязанова | Тема: Работа в классе. Как удовлетворить разные образовательные потребности детей с ТМНР. Содержание: · Варианты состава класса или группы, возможные принципы формирования класса: плюсы и минусы; · Постановка индивидуальных целей и постановка общих образовательных задач: соотнесение. Трудности реализации; · Варианты выполнения заданий в классе; · Сочетание индивидуальной работы и обучения в группе для каждого ученика; · Сочетание разных форм альтернативной и дополнительной коммуникации в одном классе; · Основные трудности и проблемы групповой работы и возможные способы их преодоления. |
2 марта академических часов | И. Глазкова | Тема: Индивидуальная работа с детьми, имеющими наиболее выраженные нарушения развития. Содержание: · Характеристика целевой группы; · Знакомство с концепцией базальной стимуляции. Опора на базальный опыт. Особенности процесса восприятия; · Роль коммуникации. Элементарная (базальная) коммуникация; · Соматический диалог. Качества прикосновения. Принципы соматического диалога; · Вибрационный диалог. Принципы вибрационного диалога; · Вестибулярный диалог. Принципы вестибулярного диалога; · Принципы и условия организации занятия с ребёнком, имеющим наиболее выраженные нарушения. |
4 МОДУЛЬ | ||
13 - 14 марта академических часов | А. Рязанова И. Долотова | Тема: Сотрудничество с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Содержание: · Особенности жизненной ситуации семьи, в которой растет ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития; · Ключевые принципы формирования сотрудничества. с семьями; · Позиция специалиста; · Основные форматы работы. |
Тема: Организация командной работы вокруг ученика. Содержание: · Индивидуальные терапевтические и образовательные задачи как основа деятельности команды; · Распределение ролей и функции участников; · Условия эффективной работы. | ||
5 МОДУЛЬ | ||
28 марта академических часов | И. Абсандзе | Тема: Двигательное сопровождение ребёнка с ТМНР в условиях школы. Содержание: · Техники безлопастного перемещения ребёнка с двигательными нарушениями; · Трансфер (перемещение с неподвижной поверхности на подвижную); · Выбор позы, удобной для занятия. |
Объем учебного плана: 72 академических часа | Формы работы:лекции, групповая работа, просмотр видеоматериалов, разбор случаев из практики, практические упражнения. |
Организационные условия участия в курсе:
1. Приглашаются специалисты с высшим профильным образованием: логопеды, педагоги, психологи, работающие или планирующие работу с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития.
2. Обязательно участие во всех пяти модулях.
3. По окончании курса выдается удостоверение установленного образца о краткосрочном повышении квалификации в количестве 72 часов.
4. Для участия в курсе необходимо скачать и заполнить анкету-заявку. Анкеты-заявки принимаются до 23 января 2016 года на адрес электронной почты: [email protected] с пометкой в теме сообщения:«Курс по ТМНР»
5. Формируется 1 группа. Количество мест - 25.
6. Курс проводится и частично финансируется в рамках благотворительного проекта «Альтернативная коммуникация – создание и продвижение ассоциации» поэтому обучение предполагает только оплатуучастниками курса организационного взноса в размере 4 500рублей
7. Зачисление на курс производится после внесения оплаты организационного взноса.
8. Иногородние участники самостоятельно оплачивают проживание и проезда.