Метод разумного предпочтения состоит из 5 шагов.

1. Идентификация проведения-мишени: Что я делаю, и какие разрушающие переживания испытываю и эффективно ли я себя веду?

2. Идентификация шаблонов разрушительных рассуждений и иррациональных убеждений: Какие рассуждения предшествуют моим разрушающим переживаниям: Какие убеждения о себе, о других участниках конфликта, о самом конфликте вызывают эти рассуждения?

3. Опровержение: Как можно оспорить мои губительные мысли?

2. Перцептивный сдвиг (замена губительных рассуждений разумными, иррациональных убеждений рациональными): Какой разумный способ рассуждений я могу предпочесть нагнетанию страхов, обвинениям, недооценке происходящего? (Мне хотелось… Я бы предпочел… Было бы лучше, если бы…)

3. Обоснованная, аутентичная реакция и эффективное поведение.: Что вы начинаете при этом чувствовать? (Жаль, что… Не повезло с… Я огорчаюсь… Я серьезно обеспокоена…)

Задание 3.3. «Эмоции в конфликте».

Цель: изучить эмоциональные состояний, сопровождающих конфликтное взаимодействие.

Задание: выделить неконструктивные, негативные, разрушающие переживания и инициирующие их события, заполнить соответствующие таблицы (Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов /Н.Н,Васильев.– СПб.: Речь, 2002.–174 с.).

Методические рекомендации: выполните следующие действия.

1. Вспомните, когда и где в последнее время вы испытывали перечисленные разрушающие переживания;

2. В таблице 1 напротив каждой группы переживаний опишите ряд ситуаций, в ответ на которые у вас возникали эти эмоции, постарайтесь вспомнить по несколько ситуаций на каждую группу эмоций. Возможно, что некоторые из эмоциональных переживаний вам не свойственны, вы их не испытываете. В таком случае пропустите соответствующую рубрику.

Негативная эмоциональная реакция Инициирующее событие
Эмоции тревожной группы (волнение, беспокойство, страх, тревога) 1) 2)
Эмоции агрессивной группы (гнев, обида, раздражение, враждебность) 3) 4)
Эмоции аутоагрессивной группы (чрезмерное чувство вины) 5) 6)
Эмоции депрессивной группы (глубокое уныние, апатия, тоска) 7) 8)
Сильное огорчение, отчаяние 9) 10)

3. В следующей таблице опишите, что вы сделали в каждой ситуации: ваши переживания и ваше ответное поведение. Обратите внимание на то, что важно описать не только ваши поступки во внешнем плане поведения, но и ваши эмоциональные переживания при этом.

Инициирующее событие (из таблицы 1) Мой негативный ответ на событие: поведение (поступки) и переживание (чрезмерные, разрушающие переживания и неконструктивное поведение)
1. ….10. 1) …

4. Определите, являются ли эти чувства аутентичными, оправданными: оцените, помогают ли они конструктивно завершить ситуацию. Определите также, было ли ваше поведение конструктивным, оценив каждый эпизод с помощью вопросов: Помогают ли мне это добиваться своих целей? Помогает или мешает мое поведение тем, кто дорог для меня? Помогает ли мне это в отношениях с окружающими? Испытывая эти чувства, я достигаю того, чего хочу, или избавляюсь от дискомфорта, вызванного неудачей? Влияет ли это разрушительно на мое здоровье?

5. Выберите только те инициирующие события, на которые вы ответили неоправданными, негативными, разрушающими переживаниями.

Сделайте вывод: какие ситуации требуют от вас повышенного внимания для защиты от разрушительных переживаний, какие разрушающие переживания оказались для вас наиболее и наименее характерными.

Задание 3.4. Тест «Стили разрешения конфликтов (К.Томас)

Цель: выявить формы своего поведения в конфликтных ситуациях,

Проведите тестирование по выявлению форм своего поведения в конфликтных ситуациях, используя тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов» (см. – Щетинина, В.В. Тренинг педагогического общения / В.В. Щетинина. - Тольятти: ТГУ, 2007; приложение 4).

Тест «Стили разрешения конфликтов (К.Томас)

Источник: Смирнова, Е.Е. Психология общения / Е.Е.Смирнова. – СПб.: КАРО. 2005. – 336 с.

Перед проведением теста заполните графу «Предположение», оценив у себя проявление каждого стиля реагирования в конфликтной ситуации: по шкале от 0 до 12 баллов.

Стили поведения в конфликте Предположение Результат по тесту
конкуренция    
избегание    
сотрудничество    
компромисс    
приспособление    

В каждом вопросе выберите вариант А или Б, который более подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Вместо того, чтобы обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

4. А. Я стараюсь избежать возникновение неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

5. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможными в чем-то уступить, чтобы долиться другого.

6. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоять все затронутые интересы и вопросы.

7. А. Думаю, что не всегда стоить волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

8. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

9. А. Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

10. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

11. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

12. А. Я сообщаю другому мою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

13. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать необходимое, чтобы избежать напряженности.

14. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моей позиции.

15. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

16. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому остаться в чет-то при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

17. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы спорных сторон.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

18. А. Я пытаюсь немедленно решить наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

19. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблем.

20. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между молей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

21. А. Как правило озабочен тем. чтобы удовлетворить желание каждого.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желанием.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать ссоры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь добиться своего.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могла добиться успеха.

Обработка результатов.

По каждому из стилей (колонке) подсчитывается количество совпадений вариантов ответов с ключом. при совпадении начисляется один балл. Необходимо проранжировать полученные по каждому стилю баллы (от самого высокого до самого низкого).

Анализ результатов.

Количество баллов, набранных по каждой шкале дает представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующий стиль – тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором – стиль, используемый часто и т.д. до последнего – наименее характерного.

№ вопроса Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          
8.          
9.          
10.          
11.          
12.          
13.          
14.          
15.          
16.          
17.          
18.          
19.          
20.          
21.          
22.          
23.          
24.          
25.          
26.          
27.          
28.          
29.          
30.          

Наши рекомендации