Профессионализм педагога как объект управления. система повышения квалификации руководителей и педагогов. виды и формы повышения квалификации.

В педагоги­ческой литературе под квалификацией работников образования чаще всего подразумевают уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Освоение специалистом сущностных характеристик квалифи­кации в практической профессиональной деятельности обуслов­ливает становление нового свойства его личности - профессио­нализма. Управление профессионализмом педагога предполагает создание условий для повышения его квалификации, т.е. речь идет о воздействии, влиянии на это качество специалиста, поэтому важно определить структуру профессиональной квалификации.

Можно выделить следующие направления деятельности по управлению профессиональным ростом педагогического работника:

-создание условий для включения педагогов в профессиональ­ную деятельность в рамках гуманистической парадигмы;

- овладение новыми специальными знаниями и умениями, изучение и принятие достижений педагогической науки;

-изучение и внедрение достижений педагогической практики;

- включение педагогов в активную инновационную деятель­ность.

Выделяются следующие основные функции повышения квалификации:

- диагностическая - определение склонностей и способностей педагогических работников, выявление их уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей;

- компенсаторная - ликвидация пробелов в образовании, связанных с недополучением психолого-педагогических знаний в процессе профессионального образования, с устарением ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями;

- адаптационная - развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий и систем;

- познавательная - удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей педагогов;

- прогностическая - раскрытие творческого потенциала педагогических работников, выявление их возможностей и готовности к профессионально-педагогической деятельности.

Рассмотрим сис­тему работы по повышению квалификации педагогов в образова­тельном учреждении на уровне муниципальной системы образо­вания. Система деятельности по повышению квалификации педаго­гов включает в себя:

- методическую работу в образовательном учреждении и на уров­не муниципальной системы образования;

- проведение проблемных семинаров для педагогов на базе об­разовательного учреждения;

-самообразование педагогов;

- изучение педагогического опыта коллег;

- курсовая переподготовка педагогов;

- включение педагогов в активную инновационную деятель­ность;

- обучение в аспирантуре;

- получение второго высшего образования.

(раскройте 3 направления из вышеперечисленного)

Методическая работа ведется в каждом образовательном уч­реждении. Для ее эффективного осуществления педагоги объеди­няются в специальные структуры - методические объединения, кафедры и т.д., работающие по специальным планам (програм­мам). На заседаниях методических объединений они знакомятся с методическими требованиями к обучению и воспитанию, с нор­мативными документами органов управления образованием всех уровней, обмениваются педагогическим опытом. Данные объеди­нения организуют наставническую деятельность опытных педаго­гов. Члены методических объединений обсуждают проблемы, воз­никшие в учебно-воспитательном процессе.

Достаточно часто методическая работа в образовательном учреждении осуществляется по единой теме, называемой методической темой образовательного учреждения. В рамках этой дея­тельности каждый педагог разрабатывает свою тему методической работы, реализуя часть общей методической деятельности обра­зовательного учреждения. Такая методическая работа всегда носит творческий характер, ее можно считать прообразом исследова­тельской деятельности, она активизирует профессиональные ка­чества педагогов, стимулирует их деловую активность и инициа­тивность.

Координация методической работы в образовательных учреж­дениях осуществляется на муниципальном уровне; создаются спе­циальные методические структуры при муниципальных органах управления образованием (учебно-методические кабинеты). Координаторами методической работы являются методисты (мето­дисты кабинета дошкольного образования, методисты кабинета воспитательной работы, методисты предметных кабинетов и т.д.). Они проводят профессиональные консультации для педагогов, посещают проводимые ими занятия, оказывают помощь в реше­нии проблем, связанных с обучением и воспитанием детей, по­могают в изучении, обобщении и распространении педагогиче­ского опыта, отражающего достижения педагогов-практиков. Включенность в методическую работу позволяет педагогу посто­янно повышать свою квалификацию и оперативно решать про­блемы, возникающие в процессе осуществления профессиональ­ной деятельности.

Работая над методической темой, педагоги достаточно часто ощущают необходимость в пополнении своей теоретической базы. В этом случае в образовательном учреждении с помощью методи­ческой службы муниципальной системы образования организу­ются проблемные теоретические семинары, к проведению которых привлекаются преподаватели вузов, педагоги-экспериментаторы, методисты. Подобные семинары значительно расширяют профес­сиональный кругозор педагогических работников, знания, полученные в процессе проведения семинара, зачастую становятся основой для повыше­ния эффективности педагогической деятельности, для осуществ­ления экспериментальной работы педагога.

Одним из путей повышения квалификации педагогических работников является самообразование. Оно осуществляется посредством ознакомления с педагогической периодикой (например, с «Учительской газе­той», газетой «Первое сентября», такими научно-педагогически­ми изданиями, как журнал «Педагогика», предметно-методиче­скими журналами, посвященными преподаванию различных пред­метов в школе, методическими журналами, раскрывающими про­блемы дошкольного образования и т.д.), а также чтения различ­ного рода педагогической и методической литературы. Педагог не только должен посещать городские библиотеки, читальные залы, но и собирать собственную методическую библиотечку. Одним из видов самообразования педагога является изучение педагогического опыта коллег. Формами изучения позитивного пе­дагогического опыта являются посещение уроков и внеклассных мероприятий учителей (занятий воспитателей), с достижениями которых предполагается ознакомиться, изучение их учебной доку­ментации, посещение семинарских занятий, лекций, которые они ведут, участие в обсуждении их достижений на педагогическом сове­те, «круглых столах», заседаниях методических объединений и т.д.

Периодически (чаще всего, один раз в пять лет) педагог про­ходит курсовую переподготовку, которая организуется муниципаль­ной методической службой. Ее цель - обновление и расширение профессиональных знаний, овладение новыми профессиональны­ми умениями. Как правило, курсы проходят в несколько сессий (на зимних, весенних и летних каникулах). На них читаются тео­ретические лекции, проводятся семинары, практические занятия по овладению новыми педагогическими технологиями. Кроме кур­совой переподготовки, педагог может по своему желанию пройти курсы повышения квалификации и овладеть новыми знаниями и умениями, напрямую не связанными с основной специальностью (например, новыми педагогическими технологиями воспитатель­ной работы, управления педагогическими процессами, техноло­гиями социальной работы, содержанием и технологиями диагно­стического сопровождения образовательных программ и т.д.).

Существует мнение, что основной целью профессионального совершенствования педагога является не столько повышение про­фессиональной культуры, сколько развитие способности к нова­торству. Эта способность предполагает устойчивую педагогическую направленность интересов и потребностей, гармоническое, ум­ственное, нравственное и эстетическое развитие, педагогическое мастерство, увлеченность профессиональной деятельностью, ус­тановку на постоянный поиск нового и самосовершенствова­ние, широкий научный кругозор, способность легко и естествен­но входить в творческое состояние, умение актуализировать свои эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы.

Приведенное утверждение подтверждается результатами иссле­дований, которые свидетельствуют о том, что повышение квали­фикации учителя во многом зависит от его включенности в инно­вационную среду образовательной системы. Последнее способ­ствует вхождению педагога в процесс активного самообразова­ния, осмысления инновационных идей и процессов через призму собственной практической деятельности. В инновационной среде знания выступают основаниями для принятия собственных педа­гогических решений, для обоснования конструктивных принци­пов построения авторских программ, разработки методик обуче­ния и воспитания, создания собственных моделей педагогических процессов и структур.

Как правило, многие педагоги, активно и результативно уча­ствующие в экспериментальной работе, в дальнейшем стремятся повысить свой профессионализм. Они обучаются в аспирантуре (заочной или очной) или выполняют диссертационное исследо­вание в качестве соискателя ученой степени кандидата наук, бу­дучи прикрепленными к какой-либо кафедре вуза.

Некоторые педагоги повышают свою квалификацию, посту­пая в вуз для получения второго высшего образования, родственного первому. Например, учитель истории получает юри­дическое образование, учитель русского языка и литературы - журналистское, воспитатель дошкольного образовательного учреж­дения становится социальным педагогом и т.д.

Существуют и другие возможности повышения профессиональ­ной квалификации, например, образовательные поездки педагогов, международ­ный обмен педагогами и т.д..

Наши рекомендации