Подготовка и написание магистерской диссертации
Институт государства и права
Кафедра гражданского права и процесса
ТОРДИЯ ИННА ВАЛЕНТИНОВНА
ГЕРАСИМОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов направления 40.04.01 (030900.68) «Юриспруденция»
очной и заочной форм обучения
Тюменский государственный университет
Тордия И.В., Герасимова Н.Н. Выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация.Учебно-методический комплекс для студентов направления 40.04.01 (030900.68) «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2014, 27 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой гражданского права и процесса. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой гражданского права и процесса Тордия И.В., канд. юрид. наук, доцент
© Тюменский государственный университет, 2014.
© Тордия И.В., Герасимова Н.Н., 2014.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является важной частью итоговой государственной аттестации студентов, завершающих обучение по программе высшего профессионального образования направления «Юриспруденция» Института права, экономики и управления ТюмГУ. Целью государственной итоговой аттестации является определение качества (уровня) теоретической и практической подготовленности выпускников - юристов к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией.
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (далее – магистерской диссертации) предназначены для студентов всех форм обучения (очного и заочного обучения) первого высшего образования, а также второго высшего образования, обучающихся по направлению «Юриспруденция». Целью Методических рекомендаций является оказание помощи студентам по выполнению и подготовке магистерской диссертации к защите на ГЭК. Рекомендации определяют порядок выбора темы исследования, назначение научного руководителя (и консультанта), требования по подготовке, написанию и защите магистерской диссертации. Излагаются общие требования к оформлению работы, а также правила оформления источников и литературы.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС высшего
профессионального образования по направлению 030501.65 «Юриспруденция», в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-I, ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ, Приказом Минобразования России № 65 от 03.10.2005 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов», Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации (утв. Приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 № 1155, Приказом Минобрнауки РФ «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров» от 03.02.2006 № 62, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Тюменского государственного университета, утвержденным приказом ректора ТюмГУ от 21.02.2007 № 82 (в ред. от 24.01.2012 № 17), а также с учетом требований ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила», ГОСТ 7.11-78 «Сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании», ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Написание и защита магистерской диссертации является результатом всего процесса обучения в ТюмГУ и показателем уровня подготовки магистра, владеющего не только теоретическими знаниями, но и навыками практической деятельности и научно - исследовательской работы в области юриспруденции.
В условиях реализуемой в Тюменском государственном университете многоуровневой структуры высшего профессионального образования требования к выполнению и защите магистерской диссертации (завершенная научно - практическая работа студента по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки студента при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности) дифференцированы по образовательным уровням (ступеням) и программам подготовки.
Магистерская диссертацияпредставляет собой самостоятельное научное исследование соответствующей проблемы общей теории или конкретной отрасли права, отражающее уровень теоретического мышления и практического применения полученных знаний, свидетельствующее о профессиональной зрелости молодого специалиста, его умении самостоятельно мыслить, ставить и решать конкретные вопросы, анализировать законодательство и практику его применения, формулировать и отстаивать свою точку зрения по спорным и нерешенным проблемам, делать соответствующие обобщения и выводы.
Магистерская диссертация должна отражать уровень фундаментальной и специальной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ВПО различных направлений магистерской подготовки, а также умение применять приобретенные знания в научной, практической, педагогической деятельности.
Магистр - квалификация (академическая степень), присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему магистерскую диссертацию. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способен к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
Цели магистерской диссертации:
Основной целью магистерской диссертации является развитие у магистрантов способности к научному поиску. Именно творческий элемент, умение анализировать литературные, архивные и нормативные источники, практику правоохранительных органов, сопоставлять и обобщать полученные сведения и факты, выявлять их связь, проникать в их сущность, делать конкретные выводы и вносить свои предложения по совершенствованию действующего законодательства характеризуют магистерскую диссертацию как итог всей учебы.
Кроме того, магистерская диссертация имеет своей целью расширение и углубление знаний магистранта в том или ином научном направлении, избранной им магистерской программы, а сделанные выводы и обобщения могут стать материалом для дальнейших научных исследований.
С учетом сказанного цели магистерской диссертации можно сгруппировать в следующие три основных блока:
1) систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по выбранному научному направлению и применение этих знаний при решении конкретных задач;
2) развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
3) установление качества подготовленности студента для самостоятельной работы в условиях прогресса юридической науки.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате написания магистерской диссертации.В результате написания магистерской диссертации обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
- способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
- способен квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
Таблица 1
Карта компетенций дисциплины
Код компетенции | Формулировка компетенции* | Результаты обучения в целом** | Результаты обучения по уровням освоения материала | Виды занятий (лекции, практические, семинарские) | Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.) | |||
минимальный | базовый | повышенный | ||||||
ОК-1 | Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Знает: основные понятия и термины, понимает сущность своей профессии, уважительно относится к праву и закону | Ориентируется в терминологии, осознает значимость своей профессии | Хорошо ориентируется в основном составе терминов и понятий. Уважительно относится к праву и закону | Свободно оперирует основными терминами и понятиями, понимает значимость своей профессии, уважительно относится к праву и закону | лекция | опрос, тесты, реферат, эссе, презентации | |
Умеет: применять профилированные знания включая знания в области специальных цивилистических дисциплин в профессиональной деятельности | Систематизировать профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук, включая теорию права, теорию гражданского и процессуального права | Систематизировать профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук, включая теорию права, теорию гражданского и процессуального права для исследования феномена права и процесса, основываясь на понимании права и закона | Систематизировать профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук, включая теорию права, теорию гражданского и процессуального права для исследования феномена права и процесса с целью активного использования их в профессиональной деятельности,основываясь на понимании права и закона | лекция, семинар | творческая работа | |||
Владеет: способностью решать проблемы в профессиональной деятельности, основываясь на понимании права и закона, и проявляя при этом нетерпимость к коррупционному поведению | Способностью формулировать отдельные выводы в области явлений права и процесса, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению в профессиональной деятельности | Способностью формулировать основные выводы и рекомендации в области явлений права и процесса, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению в профессиональной деятельности | Способностью формулировать основные выводы и рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере гражданского права и процесса,проявлять нетерпимость к коррупционному поведению в профессиональной деятельности, основываясь на понимании права и закона | семинар | практические ситуационные задания, творческая работа, тесты | |||
ОК-2 | Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знает: профессиональные компетенции, а также культурные и этические нормы поведения юриста | Базовые культурные и этические нормы поведения юриста | Основные профессиональные, культурные и этические нормы поведения юриста | Знает общие, профессиональные и этические нормы поведения юриста. Хорошо ориентируется в различных современных информационных технологиях, используемых для сбора, обработки и интерпретации данных при анализе динамики социальных явлений | лекция, семинар | опрос, практические задания | |
Умеет: осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с действующим законодательством, разумно, честно и добросовестно исполнять профессиональные обязанности | Осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с действующим законодательством | Осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с действующим законодательством, честно и добросовестно исполнять профессиональные обязанности | Грамотно, всесторонне и многогранно осуществлять профессиональную деятельность. Общаться с пользователями юридических услуг, с общественностью, с представителями средств массовой информации | семинар | практические задания; опрос, | |||
Владеет: навыками честного, добросовестного и разумного исполнения профессиональной деятельности | Базовыми навыками работы в сфере осуществления юридической деятельности | Профессиональными навыками в сфере гражданского оборота | Эффективно осуществляет профессиональную деятельность, соблюдая нормы этического поведения | семинар | практические задания, опрос | |||
ОК-5 | Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | Знает: имеет представление об использованиях и навыках, необходимых в организации исследовательских работ, в управлении делами коллектива | Общее представления об использовании современных информационных технологий в области изучения законодательства и в сфере управления | Общее представления об использовании современных информационных технологий в области изучения правоприменительной практики и в сфере управления | Различные современные информационные технологии в области законодательства и правоприменительной практике в сфере гражданского права и процесса и в сфере управления | лекция, семинар | опрос, практические задания | |
Умеет: активно использовать умения и навыки, необходимые в организации исследовательской работы и в управлении коллективом | Использовать необходимые компоненты инструментальных средств специализированного программного обеспечения для сбора, обработки и анализа законодательства и управления коллективом | Использовать базовые компоненты инструментальных средств специализированного программного обеспечения для сбора, обработки и анализа законодательства и правоприменительной практики и управления коллективом | Использовать основные компоненты инструментальных средств специализированного программного обеспечения для анализа динамики явлений гражданского права и процесса и совершенствования действующего законодательства и практики его применения в сфере гражданского оборота и профессионального управления коллективом | семинар | практические задания | |||
Владеет: устойчивыми изменениями и навыками, необходимыми в организации исследовательских работ, и в управлении коллективом | Начальными навыками работы специализированных программных продуктов по анализу динамики развития правовых явлений и управления коллективом | Базовыми навыками работы в специализированных программных продуктах по анализу динамики развития правовых явлений сфере гражданского оборота и управления коллективом | Устойчивыми навыками работы в специализированных программных продуктах по анализу динамики развития правовых явлений в сфере гражданского оборота и в эффективном управлении коллективом | семинар | практические задания | |||
ПК-3 | Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Знает: должностные обязанности и профессиональные компетенции по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства | Основные должностные обязанности органов и лиц, обеспечивающих законность и правопорядок, безопасность личности, общества, государства | Базовые должностные обязанности органов и компетенции должностных лиц, обеспечивающих законность и правопорядок, безопасность личности, общества, государства | Основные и базовые должностные обязанности органов и компетенции должностных лиц, обеспечивающих законность и правопорядок, безопасность личности, общества, государства | лекция, семинар | собеседование, опрос | |
Умеет: соблюдать должностные обязанности и профессиональные компетенции по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства | Соблюдать основные должностные обязанности в своей профессиональной деятельности | Соблюдать базовые должностные обязанности в своей профессиональной деятельности при отправлении правосудия и в иной правоприменительной деятельности | Соблюдать основные и базовые должностные обязанности в своей профессиональной деятельности при отправлении правосудия и в иной правоприменительной деятельности | лекция, семинар | творческая работа | |||
Владеет: способностью компетентно выполнять должностные обязанности по компетенциями в своей профессиональной деятельности | Основными должностными компетенциями в своей профессиональной деятельности | Основными и базовыми должностными компетенциями в своей профессиональной деятельности | Способностью компетентно выполнять должностные обязанности в своей профессиональной деятельности | семинар | практическое задание | |||
ПК- 7 | Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты | Знает: приемы, правила и способы толкования норм материального и процессуального права в области гражданского оборота | Общее представления о приемах и правилах толкования норм материального и процессуального права в области гражданского оборота | Базовые представления о приемах, правилах и способах толкования норм материального и процессуального права в области гражданского оборота | Приемы, правила и способы толкования норм материального и процессуального права в области гражданского оборота | семинар | доклад, Практические задания | |
Умеет: применять на практике приемы и правила толкования норм материального и процессуального права в области гражданского оборота | Применять на практике приемы и правила толкования норм материального и процессуального права в области гражданского оборота | Применять на практике базовые приемы и правила толкования норм материального и процессуального права в области гражданского оборота | Применять на практике глубокие знания о приемах, способах и правилах толкования норм материального и процессуального права в области гражданского оборота | лекция | практические задания, творческая работа | |||
Владеет: навыками толкования нормативных правовых актов | Навыками применения на практике приемов и способов толкования норм права | Базовыми навыками применения на практике приемов и способов толкования норм права | приемами и способами толкования норм материального и процессуального права | семинар | эссе | |||
ПК- 8 | Способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, конкретных сферах юридической деятельности | Знает: правила проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, противоречащих действующему законодательству и способствующих созданию условий для проявления коррупции | Правила проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, противоречащих действующему законодательству | Основные правила проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции | Необходимые знания о проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, противоречащих действующему законодательству и способствующих созданию условий для проявления коррупции | семинар | доклад, Практические задания | |
Умеет: применять на практике правила проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать правовые заключения и консультации в сфере материального и процессуального права | Применять на практике правила проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать правовые заключения и консультации в сфере материального и процессуального права | Применять на практике базовые правила проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать правовые заключения и консультации в сфере материального и процессуального права | Квалифицированно применять на практике базовые правила проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать правовые заключения и консультации в сфере материального и процессуального права | лекция | практические задания, творческая работа | |||
Владеет: навыками: осуществления правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, включая выявление в них положений, создающих условия для проявления коррупции; а также оказания юридической помощи в области гражданского оборота | Навыками осуществления юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать правовые заключения и консультации в сфере гражданского оборота | Базовыми навыками: осуществления правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, включая выявление в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; юридического консультирования в области гражданского оборота | Способностью квалифицировано осуществляет правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов, включая выявление в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; а также юридическое консультирование в области гражданского оборота | эссе | ||||
ПК- | Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | Знает: проблемы правовой цивилистической доктрины и правоприменительной практики, основные методы и способы научного исследования | Проблемы правовой доктрины, методы и способы научного исследования | Проблемы правовой доктрины и правоприменительной практики, основные методы и способы научного исследования в области материального и процессуального права | Актуальные проблемы правоприменительной и судебной практики, основ правовой доктрины в области материального и процессуального права, а так же основные методы и способы научного исследования | семинар | доклад, Практические задания | |
Умеет: выявлять проблемы правового регулирования, использовать необходимые методы научного исследования | Выявлять проблемы правовой доктрины в области материального и процессуального права и использовать методы научного исследования | Выявлять основные проблемы правовой доктрины в области материального и процессуального права и использовать методы правового исследования | Выявлять актуальные проблемы правовой доктрины в области материального и процессуального права и использовать методы правового исследования в сфере гражданского права и процесса | лекция, семинар | доклад, практически задания | |||
Владеет: цивилистической проблематикой на научно-исследовательском уровне | Проблемами явления материального и процессуального права на научно-исследовательском уровне | Проблемами явления материального и процессуального права на достаточном научно-исследовательском уровне | Проблематикой феномена материального и процессуального права на продвинутом научно- исследовательском уровне | семинар | эссе, творческая работа | |||
Требования, предъявляемые к магистерской диссертации:
- должна представлять собой самостоятельное исследование актуальной проблемы общей теории или конкретной отрасли права, а также правоприменительной деятельности;
- должна быть написана на основе общетеоретических знаний, анализа специальной литературы, относящейся к теме исследования;
- содержать анализ соответствующих правовых доктрин, концепций и точек зрения ученых;
- иметь теоретическую и практическую значимость;
- свидетельствовать об умении правильно и последовательно излагать научную мысль;
- должна быть увязана с практикой работы соответствующих правоприменительных органов;
- изложение материала должно быть изложено логически последовательно, с указанием использованных источников и литературы;
- включать творческие обобщения и рекомендации соискателя, направленные на совершенствование законодательства и улучшения работы правоприменительных органов;
- должна быть оформлена в соответствии с требованиями Учебно – методической комиссии ИПЭУ от 28.10.2011.
ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Выбор темы магистерской диссертации имеет исключительно большое значение. Тема диссертации должна четко выражать направление научного исследования. Магистерская диссертация может стать продолжением и развитием темы выпускной квалификационной работы бакалавра (специалиста). В этом случае магистерская диссертация не должна повторять тему выпускной квалификационной работы бакалавра или специалиста, она призвана звучать шире, подразумевать направление научного и практического исследования.
Выбор темы магистрантом совместно с научным руководителем исходит из накопленных магистрантом знаний, опыта, практики прошлой работы, близких ему проблем, актуальных в избранной области исследования. Кроме этого, тема магистерской диссертации должна соответствовать научным направлениям конкретной программы магистерской подготовки. Диссертант уже к началу работы должен представлять себе основные её аспекты, место данной проблемы в общей теории права.
Важнейший критерий правильности выбора темы - её актуальность, дискуссионность, новизна и возможность выработки самостоятельного подхода к решению того или иного поднятого вопроса. Для этого необходимо четко представлять себе состояние законодательства (или перспективы его реформирования, обновления) в избранной области правовых отношений, знать общественное мнение, отклики в печати, нужды практики и трудности, которые возникают при реализации тех или иных норм.
Важным критерием, которым также следует руководствоваться при выборе темы магистерской диссертации, несомненно, является хорошая источниковедческая база. Диссертант должен удостовериться в возможности сбора по теме необходимого фактического материала. Серьезное внимание следует обратить на ее освещенность в юридической литературе. Наличие большого числа трудов ученых по теме обычно свидетельствует о её важности и облегчает ориентирование в проблематике. С другой стороны, данный фактор может стать показателем того, что диссертанту окажется труднее найти какие - то новые аспекты в хорошо изученном вопросе и внести свой вклад в его освещение. Вместе с тем и слабое отражение темы в литературе вовсе не обязательно говорит о её маловажности. Это может быть следствием установившейся исследовательской традиции, а также указывать на слабость источниковедческой базы, не позволяющей достаточно хорошо разработать данную тему, или, напротив, на чрезвычайную обширность источника, не поддающегося усилиям одного исследователя. При выборе темы рекомендуется учитывать состояние и перспективы развития юридической науки, реальные задачи экономики, науки и культуры.
Остановившись на определенной теме, диссертант должен согласовать её со своим научным руководителем. Тема магистерской диссертации определяется и утверждается кафедрой в установленном порядке в начале осуществления магистерской подготовки. Магистрант может выбрать тему из рекомендуемого перечня тем магистерских диссертаций, также может предложить и свою тему, предварительно обосновав целесообразность ее разработки. Соискатель подает на имя заведующего кафедрой заявление с просьбой утвердить тему и назначить научного руководителя. Темы магистерской диссертации утверждаются кафедрой, как правило, в присутствии диссертантов и их научных руководителей. При этом диссертанту могут задаваться вопросы с целью уточнения проблематики, выяснения обеспеченности её источниками и освещенности в литературе. Кафедра может не согласиться с выбором диссертанта, предложить иную тему или, уточняя избранную, принимает решение вернуться к этому вопросу не позднее следующего заседания кафедры.
Решение кафедры об утверждении темы магистерской диссертации является окончательным. Изменения в утвержденную тему в случае необходимости могут быть внесены только по согласованию с научным руководителем и по специальному решению кафедры. Произвольное изменение темы не допускается.
Правильный выбор темы не только предопределяет успешность последующей работы диссертанта, от этого нередко зависит направление научных интересов выпускника высшей школы.
Диссертант работает под руководством утвержденного кафедрой научного руководителя. В исключительных случаях ему может быть назначен новый научный руководитель. Научный руководитель направляет работу магистранта, помогая ему оценить возможные варианты решений. Магистрант как автор выполняемой работы отвечает за верный ее выбор, за правильность полученных результатов и их фактическую точность.
ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ