Методические указания по проведению практики.
Обеспечение каждого студента этими методическими разработками позволит преподавателю осуществлять косвенное управление процессом овладения знаниями, вовлекать студентов в адекватную самоуправляемую и самоконтролируемую познавательную деятельность по получению знаний и на их базе отработке навыков на практике с гарантированным достижением запланированного результата.
Нормативные и методические документы, разработанные в БелГУТе:
Положение о практике студентов
Положение о практике магистрантов
Программа производственно–технологической практики (для всех технических специальностей университета)
Программа производственно–технологической практики (для всех технических направлений подготовки)
Программа научно–исследовательской практики студентов, обучающихся по программе магистерской подготовки
Программа преддипломной практики студентов (для всех технических специальностей университета)
Задание на практику
Отчет руководителя практики
Одной из основных форм самостоятельной работы студентов в вузе является производственная практика, в рамках которой они продолжают изучение специальных дисциплин. Для развития системного мышления и повышения эффективности прохождения производственной практики преподаватели работают со студентами в три этапа: подготовительного, основного и заключительного. Подготовительный включает в себя постановку цели и задач, основной – непосредственное исполнение на месте практики и контроль со стороны производства и университета, и заключительного – здесь анализируются результаты производственной деятельности. Наиболее типичная цель практики – это выбор и определение темы для последующей научно–исследовательской работы, курсового или дипломного проектирования.
Вид объектов профессиональной деятельности, с которыми студенты могут встретиться, зависит от особенностей производства и специфики инженерного труда, т.е. от функций, выполняемых специалистами на данном участке производства. Например, специалисты технического профиля подготовки могут выполнять проектно–конструкторскую, технологическую, исследовательскую, эксплуатационно–сервисную, монтажно–наладочную и организационно–управленческую функции. При этом в зависимости от условий производства профессиональными объектами выступают устройства, технологические процессы, системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества изделий.
Дальнейшее развитие подготовки кадров с высшим образованием уже не может опираться только на один вузовский потенциал. Нужны новые интеграционные формы, объединяющие потенциал образовательных и производственных структур. Наиболее подходящими для этого являются регионы, где сосредоточена промышленность, наукоёмкое производство, научные учреждения академической и отраслевой направленности, а также образовательные структуры. Гомельская и Минская область отвечают всем сформулированным требованиям.
БелГУТ активно сотрудничает с предприятиями регионов, белорусской железной дорогой, строительными и дорожными организациями.
Ориентация на конкретное производство, как на место будущей работы, усиливает заинтересованность студентов в выполнении выпускных квалификационных работ по прикладной тематике, позволяет существенно сократить срок их адаптации на предприятии.
Решение проблемы усиления инновационной составляющей невозможно без государственной поддержки. Образование объективно входит в определяющие стратегические условия существования и национальной безопасности страны. Общество в целом несет колоссальные потери в подготовке кадров из–за ненадлежащей организации производственной практики.
Поэтому повышение роли производственной практики в системе учебно-воспитательного процесса в вузе должно стать приоритетным направлением развития государственной технической высшей школы. При соответствующей мотивации руководителей высшего уровня и уровня подразделений вузы способны обеспечить подготовку кадров для инновационного развития и избежать узко прагматичных, утилитарных требований, предъявляемых высшему профессиональному образованию региональным рынком потребителей образовательных услуг.