Методические указания по проведению производственной практики

До отъезда на практику со студентами проводятся установочные занятияв объеме, определяемом деканатом факультета. На занятиях до студентовдоводятся цели и программа прохождения практики.

В период практики студент обязан вести ежедневно рабочий дневник по установленной форме (приложение А). В дневнике необходимо отражать содержание работы за каждый день практики. Дневник - это основа для последующего составления отчета по практике. Дневник еженедельно подписывается практикантом и руководителем практики, по завершении практики подпись руководителя практики заверяется печатью.

В период практики студент обязан соблюдать установленные на предприятии правила внутреннего распорядка, а также иметь в виду, что определенная часть информации может носить конфиденциальный характер и её можно использовать только в учебных или исследовательских целях.

По окончании практики студент должен представить письменный отчет, подписанный руководителем практики от предприятия и заверенный печатью предприятия на титульном листе. Также после окончания практики студент должен получить отзыв руководителя производственной практики от организации (заполняется в соответствующем разделе Путеки).

Во время прохождения практики студенту следует изучить и отразить в своем отчете ряд вопросов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность и состояние коммерческой деятельности предприятия. Результаты изучения студент должен последовательно и полно отразить в отчете о прохождении практики.

Сведения об условиях и результатах деятельности предприятия должныбыть краткими, но позволяющими составить представление о состоянии иперспективах развития торгового предприятия.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Трудоемкость производственной практики составляет 4 зачетные единицы.

№ п/п Разделы (этапы) практики Формы текущего контроля
Организация практики Заключение договора с предприятием о прохождении практики
Производственный этап Дневник о прохождении практики
Обработка, анализ и систематизация полученной информации Отчет по практике
Защита отчета по практике Зачет (с оценкой)

Отчет должен содержать:

- титульный лист (приложение Б);

- оглавление (наименование разделов с указанием страниц);

- основная часть (изложение материалов по разделам);

- список литературы;

- приложения.

*Также к отчету должны быть приложены: путевка на практику, договор (данные документы можно получить по адресу Кремлевская 18, каб. 110В, Гузель Кабировна), дневник о прохождении практики (приложение А). Данные документы должны быть заполнены, подписаны, также должны быть проставлены печати организации и вуза.

Содержание разделов основной части отчета представлено ниже:

Раздел 1. Характеристика деятельности предприятия

Знакомство с местом прохождения практики с целью изучения системы управления, масштабов, организационно-правовой формы организации и показателей, характеризующих эффективность ее финансово-экономической деятельности.

Наименование, местоположение и организационно-правовая форма деятельности предприятия. История развития предприятия. Миссия предприятия, цели, рыночные позиции. Характеристика видов деятельности предприятия. Знакомство и анализ организационной структуры предприятия. Характеристика реализуемой продукции (оказываемых услуг). Имидж предприятия, корпоративная культура и другие отличительные особенности.

Изучение состояния и перспектив развития хозяйственной и финансовой деятельности, основных технико-экономических показателей работы организации.

Рекомендуемый перечень показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность предприятия

Группа Коэффициенты
Показатели ликвидности 1. Коэффициент текущей ликвидности; 2.Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности; 3. Коэффициент абсолютной ликвидности; 4.Коэффициент обеспеченности собственными средствами; 5. Доля оборотных средств в активах;
Показатели платежеспособности (финансовой устойчивости) предприятия 1. Коэффициент автономии; 2. Коэффициент финансового левериджа; 3.Коэффициент производственного левериджа; 4.Коэффициент восстановления платежеспособности; 5. Коэффициент утраты платежеспособности; 6. Коэффициент капитализации; 7. Коэффициент автономии; 8. Коэффициент финансовой устойчивости; 9. Коэффициент маневренности.
Показатели рентабельности 1. Рентабельность активов; 2. Рентабельность собственного капитала; 3. Рентабельность продаж; 4. Чистая рентабельность; 5. Рентабельность производства.
Показатели деловой активности 1.Коэффициент общей оборачиваемости капитала; 2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств; 3.Коэффициент отдачи нематериальных активов; 4.Коэффициент отдачи собственного капитала; 5.Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности; 6.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

Рекомендуемый перечень показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия

Группа Коэффициенты
Показатели производительности труда 1. Выработка; 2.Трудоемкость.
Показатели использования основных фондов 1. Фондоотдача; 2. Фондоемкость; 3.Фондовооруженность; 4.Коэффициент интенсивности использования основных средств.

*Целесообразно приложить к отчету копии бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах деятельности предприятия за последние 3-5 лет)

Раздел 2. Организация торгово-технологического процесса на предприятии

Необходимо описать:

1. процесс формирования товарного ассортимента и способы его оптимизации;

2. составляющие элементы системы товародвижения, их сущность, особенности организации, функционирования и пути минимизации издержек обращения;

3. порядок оформления заказов и расчета с поставщиками;

4. процесс закупки товаров: источники поставок товаров, системы выбора поставщиков, порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи;

5. методы определения закупок и поставок товаров;

6. технологию приемки товаров на склады;

7. роль складских помещений в торгово-технологическом процессе и их виды;

8. классификацию товарных запасов, пути их формирования, методы учета и контроля, методы планирования, оптимизации и управления;

9. технологический процесс торговли;

10. и приложить нормативно-правовые документы, регламентирующие правила транспортировки, приемки, складирования и хранения товаров;

11. процесс реализации товаров и оказания услуг;

12. формы и методы продажи товаров;

13. процесс консультирования покупателей о назначении и качестве товаров, об условиях и сроках хранения;

14. процесс обслуживания и расчетов с покупателями;

15. процесс снятия показаний контрольно-кассовых машин и оформление отчета после окончания работы на контрольно-кассовом аппарате;

16. методы оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия.

Наши рекомендации