Обзорная информация по теме занятия

Задачи изучения.Знакомить с многообразием животного мира, средами его обитания и образом жизни. Формировать элементарные представления и знания о внешнем и внутреннем строении животных. Показать на доступных примерах тесную взаимосвязь строения органа (системы органов) и выполняемой функцией. Расширять круг сведений о процессах жизнедеятельности организмов (на примере животных). Формировать прикладные (зоотехнические) умения. Воспитывать заботливое и бережное отношение к природному окружению.

Типология формируемых понятий. Морфологические – тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. Анатомические – нервная система рыб образована головным, спинным мозгом и нервами. Физиологические – размножение и развитие лягушки. Экологические – приспособление к среде обитания: наличие у водоплавающих птиц перепонок на лапах, плотное оперение, смазанное жиром. Прикладные: зоотехнические – содержание коров, выращивание телят. Простые – морфология птиц и сложные – морфология, анатомия, физиология млекопитающих. Специальные – физиология животных. Общебиологические – взаимосвязь живого организма со средой обитания, взаимосвязь индивидуального и исторического развития организмов.

Методические особенности изучения. Реализация краеведческого подхода. Опора на имеющиеся у школьников представления и знания. Принятие во внимание особенностей овладения ими биологическим материалом. Различия уроков по формируемым понятиям. Определение доминирующих и сопутствующих методов обучения. Дедуктивный способ изучению групп беспозвоночных (насекомые) и позвоночных. Реализация проблемного подхода.Рассмотрение животных с учетом усложнения уровня организации (от дождевых червей до приматов). Исключение из программы систематических категорий: специальных терминов, обозначающих группы животных (тип, класс, отряд и др.) при сохранении их названий (насекомые, рыбы, земноводные и др.). Соблюдение определенной последовательности описания внешнего строения животных. Проведение частично-поисковых лабораторных работ морфологического содержания.Рассмотрение внутреннего строения позвоночных с обязательным подчеркиванием усложнения организмов. Выяснение приспособительных признаков (морфологических, анатомических, физиологических) живых объектов к различным средам обитания. Рассмотрение животных одной группы (разных групп) в сравнительно-сопоставительном плане. Применение разнообразных наглядных пособий: натуральных (живых и неживых), изобразительных (объемных и плоскостных), символических. Использование планов при изучении диких и домашних млекопитающих. Организация систематических наблюдений школьников за живыми организмами. Предоставление тщательно разработанных планов наблюдений за ними. Обучение школьников приемам их фиксации. Регулярное использование результатов наблюдений на уроках. Кропотливая работа над специальными терминами. Разнообразие приемов работы по подведению учащихся к раскрытию причинно-следственных зависимостей. Проведение биологических диктантов и разминок различного типа. Тесная связь экологических вопросов с практической прикладной деятельностью школьников. Использование занимательных заданий и игровых ситуаций. Осуществление меж-и внутрипредметных связей. Привлечение детской научно-популярной литературы.

Последовательность изучения животных.Введение. Общие сведения о животном мире. Беспозвоночные животные: черви и их жизненная среда, паукообразные и их жизненная среда, насекомые и их жизненная среда. Позвоночные животные: рыбы и их жизненная среда, земноводные и их жизненная среда, пресмыкающиеся и их жизненная среда, птицы и их жизненная среда, млекопитающие и их жизненная среда.

Изучение беспозвоночных животных. Последовательность рассмотрения: черви, паукообразные, насекомые. Отведение большей части учебного времени на рассмотрения последних из них. Ориентированность содержания программы на выяснение сред обитания беспозвоночных. Система изучения беспозвоночных: среда обитания, образ жизни, особенности внешнего строения, процессы жизнедеятельности, значение, охрана животных.

Изучения внешнего строения беспозвоночных животных. Проведение вводной беседы. Уточнение представлений и знаний школьников. Дедуктивное построение изучения насекомых. Кропотливая работа по выделению общих для них существенных признаков. Рассмотрение отдельных представителей беспозвоночных. Выяснение сред и мест их обитания. Установление приспособленности животных к средам обитания во внешнем строении. Рассказ учителя в сочетании с элементами беседы. Выделение характерных морфологических признаков каждой рассматриваемой группы беспозвоночных. Соблюдение определенной последовательности описания внешнего строения насекомых: отделы тела (голова, грудь, брюшко); органы, расположенные на отделах тела. Проведение частично-поисковых лабораторных работ. Фронтальная форма их организации. Предъявление классу алгоритмов выполнения таких работ. Демонстрация натуральных и иллюстративных пособий. Упражнения с раздаточным (иллюстративным) материалом: распознавание, различение, сравнение, классификация и описание животных. Совместная работа по составлению и чтению простейших аналитических схем.

Изучение процессов жизнедеятельности беспозвоночных. Проведение вводной беседы. Выяснение запаса представлений и знаний учащихся. Рассказ (объяснение) учителя в сочетании с элементами беседы. Демонстрация иллюстративных опытов. Использование коллекций и влажных препаратов. Привлечение результатов наблюдений школьников. Применение изобразительных пособий. Просмотр фрагментов учебных фильмов. Решение проблемных ситуаций. Построение динамических схем развития насекомых. Разнообразие приемов работы с ними. Составление цепей питания. Совместные рассуждения с опорой на простейшие схемы. Объяснительное чтение статей учебной книгой. Работа с ее иллюстративным материалом. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Привлечение детской научно-популярной литературы.

Изучение позвоночных животных. Последовательность их рассмотрения. Рыбы: пресноводные и морские. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы: растительноядные, хищные. Птицы, обитающие рядом с человеком. Птицы садов и огородов, леса, открытых пространств и болот. Птицы водоплавающие и домашние. Млекопитающие: грызуны, зайцеобразные, хищные, морские, копытные: парно- и непарнокопытные, жвачные и нежвачные, дикие и домашние; приматы.Ориентированность содержания школьной программы на выяснение сред обитания позвоночных.

Система изучения групп позвоночных животных. Общие признаки. Среда и место обитания. Образ жизни. Особенности внешнего строения. Внутреннее строение. Размножение и развитие. Краткий обзор млекопитающих по более мелким группам. Значение. Охрана животных.

Изучение внешнего строения позвоночных животных. Проведение вводной беседы. Выяснение опорных представлений и знаний школьников. Дедуктивное построение рассмотрения каждой группы позвоночных. Проведение кропотливой работы по выделению и усвоению школьниками общих для них существенных признаков. Рассказ учителя в сочетании с элементами беседы, демонстрацией натуральных и иллюстративных пособий. Выяснение особенностей внешнего строения позвоночных, связанных со средами обитания. Соблюдение определенной последовательности их морфологического описания. Форма и покровы тела. Отделы тела: голова, шея, туловище; конечности: передние и задние; хвост. Органы, расположенные на отделах тела. Проведение частично-поисковой лабораторной работы. Систематические наблюдения за живыми организмами. Демонстрация натуральных объектов и объемных пособий. Работа с иллюстративным материалом учебника. Построение совместных высказываний по несложным опорным схемам. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Привлечение детской научно-популярной литературы.

Изучение внутреннего строения позвоночных животных. Проведение вводной беседы. Уточнение представлений и знаний школьников. Очередность рассмотрения анатомического строения животных: скелет, мышцы, органы пищеварения и дыхания, кровеносная и нервная системы. Кропотливая работа по выяснению приспособительных признаков к средам обитания во внутреннем строении. Подчеркивание его усложнения по мере рассмотрения групп позвоночных животных. Доминирование объяснения учителя в сочетании с элементами беседы. Использование натуральных объектов, коллекций и влажных препаратов. Демонстрация моделей, учебных таблиц. Применение иллюстративного и раздаточного материала. Выполнение простейших зарисовок. Решение проблемных ситуаций. Построение аналитических схем. Объяснительное чтение статей учебника. Работа в тетрадях на печатной основе.

Изучение размножения и развития позвоночных животных. Проведение вводной беседы. Выявление запаса представлений и знаний учащихся. Рассказ (объяснение) учителя в сочетании с элементами беседы. Проведение частично-поисковой лабораторной работы. Выяснение строения яйца птицы. Предъявление классу алгоритма выполнение работы. Демонстрация учебных таблиц. Просмотр фрагментов кинофильмов. Создание динамических схем развития животных: рыб, земноводных. Разнообразие приемов работы с ними. Использование раздаточного и дидактического материала. Объяснительное чтение статей учебника. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе.

Краткий обзор млекопитающих по более мелким группам. Проведение кропотливой работы по усвоению учащимися характерных признаков рассматриваемых групп животных. Преобладание рассказа учителя в сочетании с элементами беседы. Демонстрация фрагментов учебных фильмов. Использование картин, таблиц, иллюстраций и рисунков учебника. Простейшие зарисовки на доске. Построение совместных высказываний с опорой на несложные схемы и таблицы. Выполнение заданий на распознавание, различение, классификацию и описание животных. Объяснительно чтение статей учебника. Работа в тетрадях на печатной основе. Привлечение детской научно-популярной литературы.

Изучение отдельных представителей мелких групп млекопитающих. Проведение вводной беседы. Уточнение у школьников представлений и знаний. Доминирование беседы в сочетании с рассказом учителя. Использование плана при рассмотрении диких животных: среда обитания, образ жизни, особенности внешнего строения, размножение и развитие, значение, охрана. Постоянная опора на план в процессе работы по изучению домашних животных: происхождение, внешнее строение, особенности питания, значение, породы, содержание.

Организация наблюдений за животными. Привлечение краеведческих сведений. Демонстрация натуральных и иллюстративных пособий. Просмотр фрагментов учебных фильмов. Изучение в сравнительно-сопоставительном плане. Элементы проблемного подхода. Подведение учащихся к пониманию причинно-следственных зависимостей. Составление цепей питания. Построение совместных высказываний с опорой на простейшие схемы. Применение дидактических игр и занимательных упражнений. Приемы работы с текстом и рисунками учебной книги. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Привлечение детской научно-популярной литературы.

Проверка знаний и умений учащихся. Методические требования к проверке:

1. Сокращение до минимума вопросов (заданий) на воспроизведение школьниками усвоенного материала. Включение их в содержание проверки только об одном представителе рассматриваемой группы животных (рыб на примере окуня, земноводных – прудовой лягушки и др.).

2. Постепенное увеличение по мере изучения других животных группы вопросов (заданий), предусматривающих «умственное напряжение» учащихся. В частности, на сравнение (чем окунь отличается от щуки?), доказательство (докажи что треска хищная рыба), раскрытие причинно-следственных зависимостей (почему сова летает бесшумно?), обобщение (к какой более мелкой группе позвоночных относятся белка, бобр, нутрия?) и др.

3. Применение продуктивных проверочных заданий. Написание учащимися биологических диктантов: усвоение специальной терминологии и понятий, сравнение, классификацию. Проведение биологических разминок разных видов. Выполнение тестовых заданий: закрытых, открытых, установление соответствия и правильной последовательности и др.

4. Варьирование вопросов (заданий), предполагающих «умственное напряжение» школьников. Использование при проверке усвоения ими одного и того же понятия (например, взаимосвязи живого организма со средой обитания) сравнения (чем отличаются среды обитания лягушки и ящерицы?), классификации (исключение четвертого лишнего с пояснениями: уж, гадюка, ящерица, морская черепаха), доказательства (докажи что орел хищная птица), установление причинно-следственных зависимостей (почему пресмыкающиеся хорошо переносят жару?).

Наши рекомендации