На разных этапах развития детского коллектива

Характерные признаки коллектива Деятельность классного руководителя Функции Новообразования в ученическом коллективе
1. Формаль­ное объе­динение де­тей в класс­ный коллектив Изучение состоя­ния коллектива, интересов, стрем­лений, моральных и культурных представлений, опыта коллектив­ных дел. Определение близких и средних перспектив. Планирование. Организация коллективных творческих дел для выявления лидеров, общих инте­ресов, установления контактов. Организация коллективного анализа и оценки дел. Предъявление единых требований. Оказание по- мощи инициативным группам, обучение, развитие организаторских навыков и умений. Обучение общению. Диагности­рующая. Организа­торская. Обучающая Рождается ат­мосфера заинтере­сованности у уча­щихся, ощущение принадлежности к интересному коллективу. Приняты цели коллектива. Развернута непрерывная разно­образная коллек­тивная деятельность. Действуют различные инициативные группы. Складываются отношения ответственной зависимости. Выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творчески относящихся к организаторской деятель­ности — актив.


II. Коллектив переходит к самоуправлению. Актив выступает организатором различных видов деятельности Помощь активу в организации социально значимых дел. Помощь ученическому собранию в решении вопросов коллективной жизни. Создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения. Ведение коллектива от близких перспектив к средним и дальним. Применение метода параллельного действия. Коррекция положения учащихся в коллективе Организаторская. Коммуникативная Рождаются отношения творческого сотрудничества. Зарождается общественное мнение. Появляются традиции, законы и заповеди жизни коллектива. Становятся лично привлекательными для каждого цели коллектива. Идет бурное развитие самоуправления
III. Исчезает чрезмерная изолированность одних членов коллектива или чрезмерное лидерство других, преобладает гармоничное подчинение и руководство членов коллектива. В коллективе царит Глубокое изучение каждой отдельной личности. Корректировка положения личности в коллективе. Личностный подход к каждому члену коллектива Корректирующая. Коммуникативная Цели коллектива стали мотивами деятельности каждого его члена. Сформировались гуманистические отношения внутри коллектива и к окружающим. Появилось чувство защищенности личности в коллективе. Созданы условия для успешной самореализации личности.

атмосфера ащищенности; преобладает дружелюб­ный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды других. Исчезает замкнутость коллектива, его деятельность распространяется в масштабах школы, микрорайона     Характерна направленность каждой личности на самовоспита- ние, самосовершенствование, саморегуляцию

Наши рекомендации