Этапы развития детского коллектива

Детский коллектив— детская группа, в которой создаётся система высо­конравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и раз­витию индивидуальности каждого её члена.


Движение — форма жизни коллектива. Остановка — форма его смерти. (А. С. Макаренко)

Этапы развития детского коллектива - student2.ru

Критерии динамики формирования коллектива

* общие социально значимые цели, совместная организованная деятельность;

* отношения ответственной зависимости, рациональное распределение соци­альных ролей, равенство прав и обязанностей членов коллектива;

* активная организаторская роль органов самоуправления;

* устойчивые позитивные взаимоотношения, сплоченность, взаимопонимание;

* коллективистское самоопределение членов, коллективистская идентифика­ция;

* уровень референт-ности, возможность обособления личности в группе.

Отношения к другим коллективам Задачи воспитателя Эволюция требований
Коллективные связи прояв­ляются очень слабо или со­всем отсутствуют. Могут быть отдельные личные контакты Активно узнавать детей, выявлять актив Требования — пря­мые, категоричные, яс­ные и решительные
субъект воспитания
Формируется коллектив­ное самосознание — «Мы — коллектив». Складываются действенные реальные свя­зи с другими детскими кол­лективами Расширять актив, способ­ствовать вовлечению всех детей в активную совме­стную деятельность Требование — опосре­дованное через актив
субъект воспитания
Коллектив имеет система­тические связи с другими коллективами в школе и вне ее Поддерживать и стиму­лировать самоуправле­ние и интерес к другим коллективам Требование предъяв­ляет коллектив в фор­ме общественного мне­ния
субъект воспитания
Связи с другими коллекти­вами расширяются и совер­шенствуются Поддерживать и стиму­лировать потребность в самовоспитании у каж­дого воспитанника Требования каждый предъявляет себе сам
субъект воспитания

Личность и коллектив

Этапы развития детского коллектива - student2.ru

И

Благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе воспитанни­ки занимают в первоначальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Воспитате­лю необходимо корректировать систему стихийно складывающихся в кол­лективе отношений.

Условия эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность

> Коллектив — субъект воспитания.

> Регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообра­зие.

> Широкий диапазон социальных ролей.

Раздел IV

Управление

Наши рекомендации