Обследование артикуляционного аппарата
Оценка степени выраженности нижеперечисленных факторов позволяет определить особенности строения и анатомические дефекты артикуляционного аппарата. Однако следует помнить, что окончательное суждение о степени и качестве нарушений двигательных функций артикуляционных органов и потенциальных возможностях излечения ребенка вы сможете вынести только в процессе работы с ним.
Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в состоянии покоя и осмотра кожных покровов. При этом отмечают:
• наличие кожных высыпаний, герпеса и других па
тологических изменений; *
• выраженность носогубных складок и их симметрич
ность;
• характер линии губ и плотность их смыкания, тол
щина губ;
• наличие неконтролируемых (рефлекторных) подер
гиваний мышц лица (гиперкинезы);
• состояние лимфатических узлов (не увеличены ли
они).
Далее необходимо отметить особенности строения артикуляционного аппарата и дефекты анатомического характера:
• наличие расщепления верхней губы, представляю
щего собой врожденный дефект артикуляционного
аппарата, вызывающий значительные функциональ
ные нарушения или послеоперационные рубцы;
• состояние прикуса: выступает ли нижняя челюсть
вперед (прогения) или верхняя (прогнатия), откры
тый ли прикус (частичное отсутствие соприкосно
вения зубов верхней и нижней челюстей, особенно
фронтальных), глубина посадки зубов;
• наличие короткой подъязычной уздечки, оценка ее
эластичности, массивности, расположения;
• состояние твердого нёба (узкое, куполообразное или,
наоборот, плоское), расщепление твердого нёба;
• состояние мягкого нёба (короткое, раздвоенный ма
ленький язычок, отсутствие его).
Обследование артикуляционной моторики Движения губ
ш Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.
■ Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения
губами вверх, вниз, вправо влево.
■ Сжать челюсти. Сомкнутые губы вытягивать вперед
хоботком. Удерживать положение под счет от 1 до 5.
Движения нижней челюсти
■ Широко открыть рот и удерживать его в таком поло
жении под счет от 1 до 30.
■ Попеременно перемещать нижнюю челюсть вправо-влево.
Движения языка
ш Рот широко открыть. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать такое положение под счет от 1 до5.
■ Рот широко открыть. Высунуть как можно дальше
кончик языка «иголочкой». Удерживать положение под счет
от 1 до 5.
■ Рот широко открыть. Высунуть язык как можно даль
ше, но не заостряя при этом кончик. Затем убрать язык
в глубь рта. Повторить несколько раз.
■ Рот широко открыть. Высунуть язык. Поочередно ка
саться кончиком языка то правого угла рта, то левого.
■ Рот широко открыть. Поочередно упираться кончи
ком языка то в верхние, то в нижние зубы.
18 Логопедический массаж
Логопедический массаж 19
Состояние мышц щек
■Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.
■Втянуть щеки. Удерживать положение под счет от 1 до 5.
■ Перегонять воздух из одной щеки в другую.
Обследование состояния мягкого нёба
При необходимости проводят обследование состояния мягкого нёба:
■поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука а;
■ наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при
произнесении гласных звуков, равномерность утечки;
■ наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появле
ние рвотных движений при легком прикосновении шпате
лем к мягкому нёбу).
Для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы.
Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удержать его неподвижно по средней линии, одновременно следя глазами за предметом, перемещающимся в боковых направлениях.
Проба является положительной, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в соответствующую сторону.
Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.