Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося
Общие сведения о школьнике (фамилия, имя, возраст, школа, класс, состояние здоровья, принадлежность к какой-либо организации, культурно-бытовые условия семейного воспитания, забота родителей о воспитании).
Направленность личности:
· ценностные ориентации:широта, социальная значимость, ведущие ценности и т.д.;
· содержание интересов: направленность, широта, устойчивость, соотношение общих и профессиональных интересов, стремления, мечты, связь с интересами класса;
· мотивационная сфера: характеристика ведущих мотивов
Характер самооценки и уровня притязаний: самооценка (заниженная,
завышенная или адекватная), соотношение самооценки и уровня притязаний, отношение школьника к критическим замечаниям учителя и товарищей; отношение к самовоспитанию.
Познавательная деятельность ученика:
· внимание: преобладающий вид внимания, объем, устойчивость, распределение, переключение;
· восприятие: осмысленность восприятия учебного материала, наблюдательность;
· память: способ заучивания материала (механически или осмысленное, владение приемами рационального запоминания; быстрота и прочность запоминания, индивидуальные особенности памяти)
· мышление: развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); индивидуальные качества ума (самостоятельность выводов, логичность, гибкость, скорость нахождения путей решения задач и т.д.);
· речь: богатство словаря, умение высказывать свои мысли в устной и письменной форме; понятность, образность, эмоциональность речи учащегося);
· воображение (богатство воссоздающего и творческого воображения, индивидуальные особенности воображения).
Эмоционально-волевая сфера:
· типичное для школьника настроение и факторы его определяющие, характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитие чувств (моральных, интеллектуальных эстетических), скорость протекания и смены эмоций, эмоциональная устойчивость в напряженных ситуациях и при неудачах; тревожность (личностная и ситуативная);
· особенности развития волевых свойств (настойчивость, целеустремленность, смелость, самообладание, выдержка), наличие
(отсутствие) упрямства или негативизма, их причины.
Темперамент и характер:
· преобладающий тип темперамента учащегося, особенности основных свойств;
· черты характера, проявляющиеся в отношении к учению – прилежание,
· активность, дисциплинированность и другие показатели этого отношения;
· черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживание успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношение к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.;
· черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу;
· черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие. добросовестность, исполнительность и др.;
· черты характера, проявляющиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.;
· черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность и неряшливость; бережливость или небрежность и т.д.;
· черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).
Способности (уровень развития общих способностей, наличие (отсутствие) специальных способностей, коммуникативные и организаторские склонности).
Учащийся в разных видах деятельности:
учебная деятельность: отношение к учению) добросовестное или
недобросовестное выполнение работы, наличие или отсутствие интереса к учению), успеваемость, уровень обучаемости и обученности, дисциплинированность, склонность к определенным предметам и затруднения к другим; умение учиться (самостоятельная работа с учебником, составление планов, конспектов, самоорганизация учебной деятельности);
· отношение к трудовой деятельности; наличие трудовых навыков и
умений.
Отношение школьника к коллективу (сформированность навыков общения; лидерские возможности; реальное положение в системе межличностных отношений в классе, что повлияло на статус школьника в данном классе).
Целостная оценка личности (степень адаптации к классу и школе; проблемы интеллектуального и личностного характера; наличие нужды в психологической помощи, перспективы дальнейшего развития).
Психологические советы (школьнику, родителям, учителю):
· на какие сильные стороны личности и интеллектуального развития следует опираться;
· какие личностные или интеллектуальные особенности затрудняют жизнедеятельность школьника (или нет пока таковых);
· в состоянии ли сам школьник вместе с родителями и учителями решить свои проблемы или следует обратиться за квалифицированной помощью к психологу;
· конкретные рекомендации по развитию умения учиться, если они необходимы (как работать с книгой, готовиться к экзамену, отвечать у доски и т.д.)