Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника

Ф.И.О.____________________ Возраст____________________

Класс_____________________ Школа_____________________

Психолого-педагогические особенности. Психолого-педагогические выводы и рекомендации.
1. Особенности физического развития.
Здоровье ребёнка (здоровый или ослабленный), рост (отстаёт в росте или очень рослый), вес (нормальный, избыточный, недостаточный), есть ли недостатки зрения, слуха, нарушение осанки. Уровень развития моторики (в частности мелких движений). Соответствие физического развития возрасту. Методы: анализ документации, наблюдение, беседы с родителями, учителями, школьным врачом. Как влияют физические особенности школьника на развитие его личности? В чём и как это проявляется? Если влияние негативное, существует ли возможность коррекции? Как её осуществить?
2. Характеристика семейной среды.
Состав семьи, профессия и место работы родителей, взаимоотношения в семье, особенности психологического климата, отношение взрослых к ребёнку, позиция ребёнка в семье. Методы: беседа с членами семьи, учеником, анкета на выявление отношения ученика к близким людям. Отметить положительные и отрицательные факторы семейной среды, их влияние на развитие личности ребёнка. Что следовало бы изменить, усилить или сохранить?
3. Взаимоотношения ученика со сверстниками.
Социальный статус и социальная роль ученика в коллективе, его отношение к товарищам по классу (кого считает другом, кому благосклонен, с кем конфликтует и по каким причинам), какие моральные качества проявляются во взаимоотношениях с одноклассниками, отношение к нему одноклассников (какие отличают положительные или отрицательные черты), совпадают ли их оценки с оценкой учителя. Имеет ли друзей вне класса. С кем общается вне школы, каков характер этих взаимоотношений. Методы: наблюдение, беседа с учителем, социометрия, референтометрия. Сделать вывод: благоприятна ли позиция ученика в классе, как это сказывается на развитии его личности. Чем определяется его позиция в коллективе? Что и как следовало бы изменить в социометрическом статусе школьника? Проанализировать особенности общения вне школы. Какое влияние оно оказывает на школьника? Возможности исправления отрицательных черт, проявляющихся во взаимоотношениях с другими людьми.
4. Учебная и трудовая деятельность.
Успеваемость, уровень знаний. Отношений к учёбе (общий интерес к учёбе, учению, отношения к различным предметам), старательность умение учиться (работать с книгой, заучивать, составлять планы, контролировать себя), основной мотив учения. Наличие трудовых навыков и умений, предпочитаемые виды труда. Отношение к труду, организованность и дисциплинированность в труде, привычка к длительным трудовым усилиям. Методы: анализ документации, наблюдение, беседы с учителями, родителями, учеником, анкетирование, методики по выявлению сформированности учебной деятельности. Проанализировать причины того или иного отношения к труду, возможные пути перестройки отрицательного или активизация положительного отношения. Какие умения (учебные и трудовые) необходимо сформировать у школьника, какими способами?
5. Направленность личности школьника.
Учебные и неучебные интересы (их направленность, широта, глубина, активность). Убеждения, мечты. идеалы. Наличие специальных способностей: музыкальных, артистических, художественных и др. Методы: экспериментальные методики к разделу 5. Рекомендации по реализации интересов в учебной и внеучебной деятельности. Учет интересов при распределении общественных поручений. Возможные пути коррекции негативной направленности личности
6. Интеллектуальные особенности.
Общее умственное развитие, осведомлённость, понятливость, словарный запас, умение выразить мысль. Особенности мышления: умение анализировать, сравнивать, выделять существенное, обобщать, делать выводы, уровень развития наглядно-образного и понятийного мышления. Характеристика воображения (оригинальность, богатство, уровень развития творческого воссоздающего воображения). Особенности памяти (объём, быстрота, прочность, преобладающий тип). Характеристика восприятия наблюдательности. Особенности внимания (концентрация, распределение, объём). Методы: наблюдение, экспериментальные методики к разделу 4. Рекомендации по формированию недостаточно развитых примеров мышления, запоминания, наблюдения. Возможные для данного ученика пути повышения уровня умственного развития, коррекции имеющихся недостатков внимания памяти, мышления, воображения. Учёт интеллектуальных особенностей ученика в учебной работе.
7. Особенности нервной системы и темперамента.
Определить тип высшей нервной деятельности, описав силу протекания нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Проявление свойств темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темы реакций, пластичность и ригидность, экстраверсия, интроверсия. Методы: наблюдение, беседа с учеником, учителями, методика определения силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, типа темперамента и его отдельных свойств.   Рекомендации по учёту темпераментных особенностей ученика в индивидуальном подходе: в учебной и внеучебной деятельности, при назначении общественных поручений.
8. Особенности характера.
Ярко выраженные черты характера, проявляющихся в отношении к людям, учёбе, труду, самому себе. Самооценка, уровень притязаний, волевые черты характера. Преобладающее настроение. Реакция на препятствия (фруктация). Методы: наблюдение, беседа с учеником, родителями, методика по определению самооценки, уровня притязаний. Проанализировать причины формирования положительных или отрицательных черт характера школьника. Возможные пути и способы формирования положительных и преодоление отрицательных качеств.
9.Общие выводы.
Сделать выводы о сильных и слабых сторонах личности учащейся. Определить возможные перспективы дальнейшего развития. Главные причины недостатков, пути их преодоления.
10. Работа по формированию личности школьников.
Описать проведённую во время изучения ученика индивидуальную работу с ним. Какие умения и навыки удалось у него сформировать? Проанализировать индивидуальную работу с учеником. Удалось ли достичь целей? Какие допущены ошибки, что считается своей удачей?



Приложение № 35

Наши рекомендации