Видыи формы деятельности классного руководителя
могут быть следующими:
1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогиче
ских условий для индивидуального развития личности ребенка.
С этой целью:
— изучает особенности развития, состояние здоровья, эмо
циональное самочувствие, жизненные проблемы, отра
жая все данные в психолого-педагогическом дневнике,
руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка,
надо его знать;
— изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитан
ника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды
деятельности, через которые можно эти дарования развить
(кружки, факультативы, объединения по интересам);
— корректирует межличностные связи в классе, гуманизи
руя отношения (в особенности к классным изгоям и от
верженным);
— в индивидуальных беседах, в ходе психологических тре
нингов привлекает детей (в особенности с «трудным»
поведением) к самоанализу, помогает им понять себя,
привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению;
— старшеклассникам помогает найти цели жизни, подво
дит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рису
ет привлекательный образ семейной жизни, образы
любимых и т. д.
2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного
сообщества (коллектива):
— помогает в организации классной деятельности ребят:
досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций
и т. д. с целью изменения (гуманизации) межличност
ных отношений;
— участвует с классным коллективом в общешкольных ме
роприятиях, в совместных переживаниях, воспитывая
ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопо
мощи;
— развивает и совершенствует классное самоуправление,
приучая к самоорганизации, развивая умение отстаи
вать свою точку зрения, принимать решения, если необ
ходимо — идти на компромисс;
— готовит воспитанников к рыночным отношениям, вовле
кает класс (или группу) в производственную деятель
ность, в хозрасчетные отношения, развивая навыки
предприимчивости, хозяйственной сметки и предприни
мательства;
— способствует формированию навыков самозащиты, изу
чает на классных часах вопросы прав человека, потреби
теля товаров, поощряет готовность детей отстаивать
справедливость, защищать себя и свой коллектив от гру
бости, произвола и насилия в любой форме.
3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
— помогает отдельным учащимся в преодолении учебных
проблем на уроке или при выполнении домашних зада
ний, консультирует родителей;
— поощряет и по возможности организует взаимопомощь в
учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непо
нимание и конфликты с педагогами;
— организует педконсилиумы (малые педсоветы) по учеб
ным и психологическим проблемам учащихся и участвует
в них, при необходимости посещает уроки учителя-пред
метника. На педконсилиумах формируется всесторонний
взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получа
ют информацию о психическом, физическом, умственном
развитии ребенка, его индивидуальных способностях,
возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре
зультаты наблюдений, обмениваются информацией, дого
вариваются о способах решения возникающих проблем и
распределяют функции в работе с ребенком;
— способствует развитию познавательных интересов при
помощи классных часов, экскурсий, предметных олим
пиад, кружков, интеллектуальных клубов и т. д.;
— содействует профессиональному самоопределению вы
пускника, подводит его к осознанному выбору профес
сии, дальнейшего образования и т. д.;
— содействует получению дополнительного образования
(развития) воспитанников через систему кружков, клубов,
спортивных секций, творческих или трудовых объедине
ний, существующих в школе или по месту жительства,
помня о том, что для детей с проблемами в учебе эти виды
занятости могут быть почти единственным условием само
реабилитации и предупреждения девиантного поведения.
4. Проводит родительские собрания (семинары), дает консульта
ции, привлекает родителей к помощи школе.
5. Организует питание учащихся, дежурство, при необходимо
сти коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия
детей (и родителей) для ремонта школы, ведет установленную
документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и ин
формирует о ней родителей.
6. Предпринимает необходимые меры для предупреждения
опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребы
вания в школе. Немедленно сообщает администрации и родите
лям обо всех происшествиях, имеющих потенциальную и ре
альную опасность для воспитанников.
Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов. Полезно организовывать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые проводятся по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты.
В ряде случаев необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.
Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотрудниче-
ские отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, поставленные проблемы.
Таким образом, классный руководитель выполняет такие функции, как: 1) диагностирующая; 2) коммуникативная; 3) воспитательная; 4) проектирующая; 5) организационно-деятельно-стная; 6) развивающая; 7) методическая; 8) стимулирующая; 9) оценивающая; 10) охранно-защитная; 11) корректирующая.
Классный руководитель, реализуя свои функции, является тем человеком, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.
Классный руководитель не имеет права:
• унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его
действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки
и т. д.;
• использовать отметку (школьный балл) для наказания уче
ника или расправы над ним;
• злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспи
таннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманы
вать);
• использовать семью (родителей или родственников) для на
казания ребенка;
• обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невы
годном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогиче
ского коллектива.
Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:
— знания особенностей развития личности и детского колле
ктива;
— психолого-педагогические знания;
— общие знания (знания из разных областей жизнедеятель
ности человека).
Классный руководитель должен уметь:
• общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответст
венность, подавая собственный пример активности и ответствен
ности;
• видеть и формулировать свои воспитательные цели;
• составлять план воспитательной работы в классе;
• организовывать классную деятельность, взаимодействие
воспитанников; проводить воспитательное мероприятие: беседу,
диспут, экскурсию, поход, классный вечер и т. д.;
• анализировать собственную деятельность и ее результаты.
• организовывать и проводить родительские собрания;
• пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами,
опросниками и корректно использовать их в воспитательной ра
боте.
Условия эффективности деятельности классного руководителя |
Под педагогическими условиями
понимаются обстоятельства,
способствующие проявлению и
развитию творческой