М.В.Ломоносов и развитие просвещения в России в XVIII веке.

Для развития пед. и шк. бол. знач. имели просветит. реформы: введение гражд. алфавита, возник-е периодич. прессы («Ведомости»), выпуск светской оригинал. и переводной лит-ры, учреждение Академии наук, открытие перв. светск. гос. шк. В 1701г. б. открыта в Москве шк. математич. и навигационных наук (перв. реал. училище а Евр.), явл-сь проф.-техн. уч. заведением широк. профиля, шк. выпускала специалистов разн. профилей. Сюда в принудит. порядке зачислялись дворенск. дети, + дети дьяков, посадских, солдат. В 1715г. морск. Кл. школы б. переведены в Питербург, где на их основе открылась Морская академия. В период царствования Петра1 б. открыты артиллерийск.шк. в крупн. городах, навигац. шк. в портовых городах, хирургич., инженер. и разнояз. шк. в Москве. На Урале б. создана перв. горнозаводская шк. Реформа дух. образ-я: созд. начал. архиерейские шк. и дух. семинарии. В 1725г. б. создана в Питербурге Академия наук, при ней б. открыт. университет и гимназия, в кот. иностр. ученые д.б. готовить рус. ученых и специалистов. В Академии не б. представлено богословие, светский хар-р обучения. М.В.Ломоносов (1711-1765) поступил в Слав.-греко-лат. академию, затем академ. гимназия в Питербурге, затем Питерб. акад. наук: профессор химии, академик. Создал рус. грамматику, сформир. литер. яз., обогатил лексику рус. яз. науч. терминами, читал лекции по физике, писал науч. труды на рус. яз. Добивался организации в России богослов. шк. В 1758г. возглавил универ. и гимназию при Академии наук,разраб. уч. план гимназии, универа, установил принципы, методы обуч-я. Созд. ряд учебников «Риторика», «Рус. грам-ка»: передовое учение о языке и лит-ре, в кот. отраж-сь реал. отношения действит-ти.

Л. был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий. Для более полного усвоения учащимися учебного материала М.В.Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для самостоятельной работы. Ведущими дидактическими принципами Л. считал принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес, вызывающий творческое усвоение уч. материала и развитие в учащихся исследовательских устремлений.

Для дворян с 1731г. созд. особ. воен. шк. – кадет. корпуса, где дети наряду со спец. воен. подготовкой получали шир. обществен. образ-е и светск. восп. В закрыт. уч. завед. обращ. бол. внимание на физ. и эстет. В. уч-ся, примен-сь гуманит. методы обуч-я. В 1752г. Морск. академия переимен. в Морск. кадет. корпус – замкнут. сословно-двор. шк. Сущ-ие в Питербурге инженер. и артиллер. институты – Инженер. и Артиллер. дворянские корпуса. В Питере и Москве открылся иностр. пансион – частное воспитат. – образоват. завед. Для детей духовенства организ. дух. шк. В гарнизонных шк. обуч. солдат. детей. В апреле 1755г. при учасктии Ломоносова б. открыт в Москве универ в составе 3 факультетов: Юрид., филос., мед. При нем сосзд. разл. вспомогат. учрежд-я (физ. кабинеты, анатомич. театр). При универе 2 гимназии:1)для дворян;2)для разн. чинов людей, кроме крепостн. крестьян. В гимназии изуч. российск яз, лат., 1 из ин.яз, словестность, матем., история. В 1758г. в Казани открыта гимнагия, готовившая к поступлению в универ. В 1804г. на базе этой гимназии откр. Казанский универ. Профессора и препод. моск. универа заним. вопросами В., разрабат. методики обуч-я, созд. ценное оригинал. пособие, кот. содержало указание как обучать отдел. предметам (истор., матем.) – «Способ учения подготовляющегося к университету». В 1779г. при универе открыта первая учител. семинария в России, кот. готовила учителей для Моск., Казан. гимназий, пансионов.

Наши рекомендации