Классный руководитель, его функции, основные направления деятельности и формы работы классного руководителя

Классный руководитель – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.

Цели воспитательной деятельности классного руководителя

- Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).

- Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.

- Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в совместном общении.

  1. Формы работы школы с семьей. Методика проведения родительского собрания.

Принципы общения семьи и школы:

- сотрудничество;

- такт;

- взаимодействие;

- взаимоуважение;

- взаимопомощь и взаимоподдержка;

- терпение и терпимость

Функции работы школы с семьями:

- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

- психолого-педагогическое просвещение и образование родителей;

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

- помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях;

- взаимодействие с родительскими общественными организациями.

Методические правила взаимодействия школы с семьями:

- выражение позитивного отношения к ученику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение;

- выражение тревоги и беспокойства за ребенка (класс, группу детей);

- совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка;

- разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении разрешения возникших проблем;

- выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком.

Формы взаимодействия школы с семьей
Индивидуальные: - беседа; - консультации; - посещение семьи учащегося, общение по телефону; - переписка с родителями. Коллективные - родительские классные и общешкольные собрания; - открытые уроки для родителей; - дни открытых дверей; - родительские конференции; - диспуты родителей; - круглые столы; - демонстрация и обсуждение фильмов по вопросам воспитания; - вечера вопросов и ответов; - работа с родительским активом; - совместные с детьми походы; - огоньки; - конференции и т.п.
  1. Система методической работы школы.

Цель методической работы: Повышение профессионального мастерства учителя.

Задачи: ознакомление с новыми достижениями в области педагоги и методики преподавания; организация опытно-экспериментальной работы; аттестация педагогических кадров; дальнейшее развитие педагогических качеств учителя.

В современной школе ведется систематическая работа по организации методической работы в виде методических объединений, цель которых познакомить учителей с результатами новейших исследований в области преподаваемых наук, методическими приемами работы. Изучаются новые технологии по использованию технических средств в обучении. Заслушиваются сообщения учителей о результатах их деятельности.

Методическое объединение учителей школы может состоять из 4-5 учителей школы по одному предмету или объединять учителей 2-3 школ. Такие методические объединения служат хорошей школой для преподавателей, где они знакомятся с современными требованиями анализа уроков с должным теоретическим обоснованием.

Наряду с методическими объединениями важную роль в структуре методической работы выполняют школы передового опыта. Когда к опытному учителю прикрепляется 2-4 учителя по данной специальности, то целью такой работы является оказание методической помощи. В процессе такой работы (беседы, наблюдение уроков, совместное составление тематических планов, изучение литературы) совершенствуется технология работы не только прикрепленных учителей, но и руководителя.

В ряде школ практикуется создание проблемных групп, занимающихся систематизацией, сообщением и распространением передового опыта. Деятельность их начинается с изучением литературы по какой-либо проблеме, посещения уроков учителей, выработки определенных гипотез, предложений ,которые затем проверяются на практике и доводятся до нужного уровня. Проблемные группы способствуют созданию в коллективе творческой атмосферы и привлечению в свой состав все новых и новых учителей.

Не менее важной формой методической работы остаются организация и проведение открытых и показательных уроков, демонстрация опыта учителя-мастера для демонстрации методов учебной и воспитательной работы.

Например, просмотр открытого урока по использованию технических средств обучения, работа с учебником на уроке или урок проблемного обучения.

Один раз в течение года в школе организуютсянаучно-теоретические конференции и педагогические чтения как своеобразный отчет учителей по итогам своих творческих поисков по той или иной проблеме.

  1. Педагогическая система, ее компоненты. Основные функции и методы управления школой как педагогической системой.

Одной из разновидностей социальной системы является педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей (Н.В.Кузьмина).

Функциональные компоненты педагогической системы: целевой (проектировочный), содержательный, деятельностный (организационно-управленческий), аналитико-результативный.

  1. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств личности. Педагогическая система – это система деятельностная, а любая деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель, задачи – это первый системообразующий фактор.
  2. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Он реализуется на основе определенных принципов и методов.
  3. Третий системообразующий фактор – деятельностный – понимает как взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, без которых не может быть достигнут конечный результат. Это первый уровень управления. Ко второму относится взаимодействие руководителей учебного заведения и преподавателей и т.д.
  4. Аналитико-результативный компонент педагогического процесса отражает его эффективность, его протекание характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функции), представляющих законченный цикл:

а. анализ и самоанализ;

б. целеполагание и планирование;

в. организационная деятельность;

г. контроль и регулирование.

Методы управления педагогическими системами:

1. Административные методы (Приказы, распоряжения, указания)

2. Методы экономического стимулирования (денежное вознаграждение, премии)

3. Методы психолого-педагогического воздействия (совет, просьба)

4. Методы общественного воздействия (включение в систему управления)

  1. Основные документы, регламентирующие деятельность школы.

I. Нормативно-правовые акты:

Международные: Декларация прав ребенка (1959 г.); Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

Документы РФ:

- Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года (стратегия и основные направления развития образования).

- Закон РФ «Об образовании».

- ФЗ об основных гарантиях прав ребенка РФ (1998 г.)

II. Нормативные документы школы:

- Устав.

- Коллективный договор.

- Правила внутреннего трудового распорядка.

- Документы по охране труда, технике безопасности.

- Должностные инструкции.

III. Школьная документация:

- классный журнал;

- личные дела;

- алфавитная книга;

- книга приказов;

- книга выдачи аттестатов;

- трудовые книжки.

Наши рекомендации