Оценки эффективности
Основной метод исследования эффективности способов актуализации опорных точек текста, выделяемых при его комплексном изучении, – наблюдение за воздействием данных способов на качество воспроизведения пропедевтически изучаемых текстов. Текст воспроизводился в форме диктанта разных видов, изложения разных видов, сочинения-подражания и сочинения-рефлексии.
Под качеством воспроизведения текста в форме диктанта понималось количество орфографических ошибок, допущенных в диктанте после пропедевтического изучения текста. Под качеством воспроизведения текста в форме изложения и сочинения-подражания понимались степень смысловой адекватности тексту-источнику (в том числе полнота воспроизведения смысла) и стилистической адекватности тексту-источника. Качество сочинения-рефлексии определялось соответствием художественному содержанию текста-источника и глубиной раскрытия его лингво-эстетического содержания в сочинении.
Параметры эффективности воспроизведения исходного текста позволяют осуществлять формализацию результатов, подвергать их статистической обработке, выявлять динамику результатов воздействия изучаемых приемов. В определенных фрагментах исследования использовалось сопоставление результатов экспериментальной и контрольной групп учащихся.
Качество циклов занятий, проведенных в рамках данной программы, определялось динамикой “успехов” отдельных учащихся или наблюдаемых групп учащихся.
Критерием качества тестов, создаваемых на основе комплексного анализа текста, выступало соответствие результатов тестирования в группе учащихся тем показателям, которые получали ученики в текущем учебном процессе. Высокий процент соответствия означает достоверность результатов испытаний по данному тесту.
Содержание исследовательских разработок и их результаты.
4.1. Исследования. В течение 2000 года в рамках программы “Системный анализ текста как пропедевтика развития речи в школе” был проведен цикл экспериментальных исследований, результаты которого представляют первый этап теоретической разработки и внедрения широкой программы развития языкового чувства детей и развития речи на этой основе. Предварительно была собрана теоретическая и методическая литература по проблемам, связанным с программой “САТПРРШ”, составлен библиографический список (см. Список использованных источников).
Исследования осуществлялись в ряде школ г. Барнаула (№№ 59, 73, 85, 123, 100, Колледже информационных технологий “Квант”) в различных классах (от 6-го до 11-го) и на подготовительных курсах Алтайского госуниверситета. В разработке приняли участие, помимо четырех основных исполнителей, еще 20 учителей, аспирантов и преподавателей вузов, участвовавших в регулярно проводимом в течение 2000 года семинаре по проблемам развития речи на основе комплексного анализа текста (см. Приложение 5). Из них восемь участников проводили цикл занятий в рамках настоящей программы обучения русскому языку, результаты их эксперимента вошли в общие итоги исследования (см. Приложения 1 и 2). Данные итоги были доложены и обсуждены на двух научно-методических семинарах: на семинаре учителей-словесников Ленинского района г. Барнаула в январе 2000 г. и на семинаре учителей и преподавателей вузов г. Бийска в октябре 2000 г. (см. Приложение 4). Участниками эксперимента разработаны принципы составления тестов на основе комплексного анализа текста (см. Приложение 2.3); 10 тестов составлены и апробированы в учебном процессе, на выпускных экзаменах в школе, подготовительных курсах и вступительных экзаменах в вузе (см. Приложение 2.1); по результатам исследования созданы методические рекомендации по проведению занятий в рамках предлагаемой программы (см. пункт 6 Содержания); написано монографическое учебное пособие «Тексты и тесты», 191 стр. (автор Н.Д. Голев) и цикл статей в различных научных и методических сборниках (авторы - Н.Д. Голев и Н.Б. Лебедева, см. пункт 4.2.).
Конкретные разработки занятий и циклов занятий в рамках программы “САТПРРШ” см. в Приложении 1.