I. Организационный момент. Проверка домашнего задания
II. Создание проблемной ситуации
Словарный диктант: «Имена существительные 3-го склонения». Учитель читает загадки, а учащиеся записывают отгадки:
В лесу вырезана, А на крайней грядке —
Гладко вытесана. Длинные загадки.
Поет, заливается, В этой грядке Дед Мороз
Как называется? прячет летом красный нос.
(Гармонь.) (Морковка.)
На олене, на коне Гуляю в поле,
Хорошо кататься мне! Летаю на воле.
Не по тундре, не по лугу — Кручу, бурчу,
Еду я по чудо-кругу. Знать никого не хочу.
Я скачу, я лечу, Вдоль села пробегаю
Я в восторге хохочу! Сугробы наметаю.
(Карусель.) (Метель.)
По ночам на мне Ванятка
До того задремлет сладко.
Что не хочется вставать.
Что за штука я?.. (Кровать.)
Ветка в гроздья разодета
Фиолетового цвета.
Это в жаркий летний день
Расцвела в саду... сирень.
В новой стене,
В круглом окне,
Днем стекло разбито,
А за ночь вставлено.
(Прорубь.)
К нам приходит каждый вечер
Гостья в темном покрывале. ..
Бисер сыплется на плечи
Из красивой синей ткани.
(Ночь.)
В избе — изба,
На избе — труба.
Зашумело в избе.
Загудело в трубе,
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(Печь
— Определите склонение данных имен существительных.
— Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Совершенно верно, мы будем учиться правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го склонения.
III. Сообщение темы и целей урока
IV. Орфографическая разминка
Цв..тет у птич..ника цв..ток —
Цв..тет на паре тонких но.. .
Цв..ток пуш..ст и звонок.
— Цв..ток, ты кто?
— Ц..пленок!
Ц..П-Ц..П-Ц..ПЛЯТКИ,
Есть в..дица в ка..ке.
Кто меня б..ится;
Тем не дам в..дицы.
-Вот бегут цыплятки,
(Не) боятся ка..ки!
В. Лунин
— Объясните написание пропущенных букв, раскройте скобки.
— Назовите однокоренные слова, обозначьте в них корень.
— Обозначьте склонение имен существительных.
V. Чистописание
Цыпленок курица петух
— Подберите к словам однокоренные, обозначьте в них корень.
Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок, ,
Подарю тебе цветок.
Г. Сапгир
— Подчеркните в словах изученные орфограммы, объясните их написание. Обозначьте склонение имен существительных.
— Объясните значение пословицы: «Цыплят по осени считают».
Рано утром мама-квочка Через час, едва живой,
В класс отправила сыночка. Петушок идет домой.
Говорила: «Не дерись, Ковыляет еле-еле
Не дразнись, не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, уже пора. А на нем и в самом деле
Ну, ни пуха, ни пера!» Нет ни пуха, ни пера.
В. Орлов
— Определите, где выражение «Ни пуха, ни пера!» употреблено в переносном смысле.
— Объясните его происхождение и смысл.
VI. Работа с учебником
Наблюдения за окончаниями имен существительных 3-го склонения.
1.Упр. 187, с. 115.
Работа по вариантам.
1 вариант
— Запишите имена существительные женского рода.
II вариант
— Запишите имена существительные мужского рода.
2.Упр. 188, с. 116. Работа с таблицей и ответы на вопросы.
Физкультминутка
3. Упр.189, с. 116. Письмо с комментированием.
4. Письмо по памяти:
П..тушки расп..туш..лись, можно перыш..к лиш..ться.
но п..драться (не) реш.лись. Если перыш..к лиш..ться,
Если очень п..туш..ться, нечем будет п..туш..ться.
В. Берестов
— Объясните написание пропущенных орфограмм.
— Назовите однокоренные слова, выделите в них корень.
— Объясните выражение: «Петушки распетушились».
— Чему учит нас это стихотворение?
5. Работа со словом.
Смелость, вежливость, жадность, резкость, аккуратность, сдержанность, грубость, решительность, храбрость, активность, трусость, твердость, организованность, болтливость, скупость, внимательность.
— Прочитайте имена существительные, определите их род и склонение. Скажите, используя данные слова, какие ненужные привычки надо искоренять, а какие качества характера надо воспитывать в себе.
— Составьте четыре предложения, используя данные слова (по выбору) (устно).
6. Упр. 277, с. 151. Выполнение упражнения согласно заданию учебника. Физкультминутка
7. Самостоятельная работа:
1) М..л..деж.. наш..й стр..ны любит спорт. 2) Разнообразная дич.. населяет наш.. л..са. 3) Вокруг нас была непроходимая глуш.. . 4) По м..ему телу проб..жала дрож.. . 5) Вокруг расстилалась спелая рож.. . 6) В лунную ноч.. мы любовались кр. сотой оз..ра.
— Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена существительные 3-го склонения, определите их падеж.
— Разберите по составу слова разнообразная, непроходимая, лунную.
VII. Рефлексия
— Какие существительные относятся к именам существительным 3-го склонения?
— Когда пишется мягкий знак на конце имен существительных после шипящих?
Домашнее задание
Упр. 191, с. 117.
Урок 39. Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения (2 урок)
Цели:развивать умение распознавать падеж и склонение имен существительных и осознанно применять эти знания при написании окончаний; упражнять в написании падежных окончаний имен существительных 3-го склонения; развивать речь учащихся; показать красоту зимней природы в январе.
Ход урока
I. Организационный момент
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас оно торопит в класс: .
Урок грамматики у нас!
Г. Мохначева