I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания

II. Проверка домашнего задания.

На доску вывешиваются рисунки учащихся, выполненные к стихотворению А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...».

– Посмотрите на это бескрайнее золотое море.

– Что хотите сказать?

– Какие мысли навевает эта работа? О чем заставляет задуматься? (О людях, которые вырастили хлеб, их нелегком труде.)

– Да, труд пахаря нелегок, но как радостно на сердце, когда видишь картину, подобную той, какую изобразил А. Фет в своем стихотворении.

– Перечитаем стихотворение еще раз.

Учащиеся выразительно читают или рассказывают наизусть стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

или другие:

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям...

– А знаете ли вы, кто автор этих замечательных стихотворений?

– Их написал Иван Саввич Никитин.

III. Работа над произведениями.

– Послушайте стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

– Какие сравнения использует поэт?

– Как обращается поэт к степи?

– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

– Попробуем прочитать все стихотворение. С одинаковой ли интонацией надо читать все стихотворение? Как должна меняться интонация?

Упражнение в чтении стихотворения.

I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания - student2.ru Физкультминутка

IV. Итог урока.

– С каким настроением уходите с урока?

– Что особенно понравилось, заинтересовало?

 Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...» (с. 66–67, часть 1-я), выучить наизусть 2-ю и 5-ю строфы стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно...», сделать рисунок к стихотворению.

Урок 13
И. С. НИКИТИН. «ВСТРЕЧА ЗИМЫ»

Цели:продолжить знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина, показать детям красоту поэзии И. С. Никитина; учить понимать глубину содержания произведения, воспитывать любовь к своей родине, работать над развитием речи, мышления учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель просит учащихся повесить рисунки к стихотворению «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

– Глядя на ваши работы, мы видим, как пробуждается от долгого зимнего сна степь, как летят домой «журавли караваном», как в синеве плывут «белоснежные тучки толпами», слышим, как шумят «ручьи по оврагам», и сразу на ум приходят незабываемые строчки «Полюбуйся: весна наступает...».

– Давайте и мы с вами обратимся к замечательным стихам поэта И. С. Никитина.

Учащиеся рассказывают наизусть выученный дома отрывок из стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

Затем несколько человек выразительно читают все стихотворение.

I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания - student2.ru Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Из нежной, юной весны и теплого лета мы попадаем совсем в другое время года, и все это благодаря стихам Ивана Никитина. Учитель выразительно читает стихотворение «Встреча зимы».

– Какова зима в изображении И. С. Никитина?

– Читайте стихотворение медленно, так, как будто вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт.

Ученики читают стихотворение самостоятельно вполголоса до слов:

Есть раздолье у нас, –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

– Какие картины вы увидели?

– Как они меняются?

– С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?

– Как поэт пишет о русском народе?

– В каких словах показана сила русского народа?

– Перечитайте три последних четверостишия.

– Как вы их поняли?

IV. Итог урока.

– Какие чувства пробудил в вас урок?

– О чем заставил задуматься?

 Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы» (с. 68–71, часть 1-я), выучить наизусть 8-ю и 9-ю строфы («Здравствуй, гостья зима!..»), по желанию выполнить рисунок к стихотворению.

Урок 14
ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ. «ДЕТСТВО», «ЗИМА»

Цели:начать знакомить учащихся с творчеством И. З. Сурикова, прививать интерес к литературе; работать над развитием внимания, воображения, грамотной речи.

Ход урока

Наши рекомендации