Примерный перечень практических заданий к зачету

1. В предложенном отрывке из произведений русских писателей XIX-XX века выделить имена собственные, связанные с историей античной литературы, дать развернутый историко-литературный комментарий, содержащий сведения о данном античном авторе и объяснить роль обращения к античной традиции в рассматриваемом отрывке.

2. В предложенном отрывке из произведений русских писателей XIX-XX века выделить имена собственные, относящиеся к античной мифологии, дать развернутый комментарий, содержащий сведения о данном мифологическом герое и объяснить роль обращения к античной традиции в рассматриваемом отрывке.

3. На примере предложенного для анализа отрывка из гомеровского эпоса раскройте своеобразие эпического стиля.

4. На примере предложенного стихотворения древнегреческого поэта раскройте художественное своеобразие декламационной лирики.

5. На примере предложенного стихотворения древнегреческого поэта раскройте своеобразие мелической лирики.

6. На примере отрывка из древнегреческой трагедии раскройте художественное своеобразие античной трагедии.

7. На основе анализа отрывка из трагедии Эсхила охарактеризуйте главного героя, определите особенности стиля великого драматурга.

8. На основе анализа отрывка из трагедии Софокла охарактеризуйте главного героя, определите особенности стиля великого драматурга.

9. На основе анализа отрывка из трагедии Еврипида охарактеризуйте главного героя, определите особенности стиля великого драматурга.

10. В приведенном отрывке из комедии Аристофана выделите средства комического, определите сатирическую направленность пьесы.

11. На примере отрывка из комедии Аристофана раскройте художественное своеобразие древней аттической комедии.

12. На примере предложенного стихотворения раскройте своеобразие лирики Овидия.

13. На примере предложенного стихотворения раскройте своеобразие лирики Горация.

14. Проанализировать стихотворение античного поэта, провести параллели с русской поэзией.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Педагогическое направление, профиль русский язык и литература.

Разработчики:

Доцент кафедры русской литературы, кандидат филологических наук Шанина Ю.А.

Эксперты:

Зав. кафедрой, профессор кафедры русской литературы БГПУ им. Акмуллы, доктор филологических наук В.В. Борисова

Доцент кафедры зарубежной литературы и художественной культуры БГУ, кандидат филологических наук Т.И. Авагян

Модуль 2

Учебно-методические материалы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дисциплина Античная литература

Направление –44.03.05 Педагогическое образование

Профиль –Русский язык и литература,

квалификация (степень) выпускника - бакалавр «Педагогического образования»
курс I семестр 1

№ п.п. Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание  
Лекции  
1. 6.10.2016 Общая характеристика античной культуры    
2. 13.10.2016 Архаический период в истории древнегреческой литературы и культуры    
3. 20.10.2016 27.10.2016 3.11.2016 Эпоха классики в античной культуре.    
4. 10.11.2016 Литература и культура эпохи эллининзма    
5. 17.11.2016 Своеобразие литературы и культуры Древнего Рима    
6. 24.11.2016 Римская литература и культура периода гражданских войн    
7. 1.12.2016 8.12.2016 15.12.2016 Римская литература и культура эпохи империи    
Семинарские (лабораторно-практические) занятия   Римская литература эпохи гражданских войн
1. 3.10.2016 10.10.2106 Мифология Древней Греции и Древнего Рима 8.10.2016 15.10.2106  
2. 17.10.2016 24.10.2016 Гомеровский эпос 22.10.2016 29.10.2016  
3. 31.10.2016 7.11.2016 Древнегреческая лирика 12.11.2016 19.11.2016  
4. 14.11.2016 Зарождение древнегреческого театра и творчество Эсхила 26.11.2016  
5. 21.11.2016 28.11.2016 Трансформация трагедийного жанра в эпоху классики, творчество Софокла и Еврипида 3.12.2016 10.12.2016  
6. 5.12.2016 Жанр комедии в древнегреческой литературе и творчество Аристофана 10.12.2016  
7. 12.12.2016 19.12.2016 Римская поэзия «золотого века» 17.12.2016 17.12.2016  

Краткие планы-конспекты лекций

Лекция №1. Архаический период в истории античной литературы

Гомеровский эпос.

Долитературный этап. Мифология. Мифотворчество как спонтанно проявившаяся потребность человека поверх рутины обыденности выстраивать в слове интуитивно-образную вселенную идеальных богов и героев, хоть и в разной мере, присуще всем народам. Однако немногим, как древним грекам, удалось не только сотворить разветвленную мифологию, но и наполнить ее остающимся доныне востребованным литературно-художественным потенциалом. Создававший мифы человек непосредственно жил в них как и в естественно-природном окружении, поскольку еще не научился различать материально-физические и духовно-психические явления. Мир мифов не знает сомнений, он строится на абсолютных истинах богов и рока. Поэтому мифология развивалась вместе с языческим религиозным культом, выступая гарантом обеспечения милости богов.

Древнейшее поколение богов, где правили Уран (небо) и Гея (земля), внушало только боязнь. Оно рождено воображением человека, еще совершенно беспомощного перед силами природы, в любой момент грозящими страданиями и гибелью. Детьми Урана и Геи были страшные гиганты и чудовища. Один из титанов – Крон (время) сверг своего отца и стал править вместе с сестрой-женой Реей (один из эпитетов земли). Это второе поколение богов, как и первое, остается враждебным людям и пугающим их. Третье поколение – боги Олимпа (Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гермес, Афродита, Арес, Гефест, Гестия) и другие, главный из которых, – Зевс (то, через что все существует), так же силой отнимает власть у своего отца Крона и женится на сестре Гере (охранительница, госпожа). Оформление мифологического пантеона этих богов, заметно более милостивых к людям, историки относят к середине XVI в. до н. э., когда эллины утвердились на основных греческих территориях.

К этому времени первобытному человеку удалось заметно продвинуться в освоении окружающего мира, понимании собственной природы. Олимпийцы уже привлекают смертных участвовать в битвах с ужасными порождениями Хаоса, содействовать утверждению Космоса.

Так появляются первые люди-герои, кровно родственные богу и человеку, могущественные, но смертные, наряду с бессмертными получившие право быть действующими лицами мифологических повествований. Виртуально продолжается многовековое движение от хаоса к порядку, от уродства к красоте, от богов к человеку. Однако здесь важно помнить: в рамках собственно мифосознания нет и не может быть приравнивания обычных землян к богам и героям. На данном этапе пределом дерзости человека было представить их антропоморфными.

Устный эпос. Рубеж XII–XI вв. до н. э. открывает новые перспективы материального и этно-культурного развития на греческих территориях. Вооруженных бронзовыми мечами и копьями ахейцев побеждают освоившие железное оружие доряне. Более прочный и легкий металл начинает активно внедряться во все сферы жизнедеятельности. Заметно возрастает роль частной собственности, сельскохозяйственного и ремесленнического производства, люди увереннее и основательнее обустраивают свой быт, смелее противостоят стихиям природы. Через слияние мелких поселений образуются ранние города-государства (у греков получившие название полисов), где, преодолевая сопротивление племенных вождей, к власти приходит родовая аристократия и где впоследствии разворачиваются основные события античности. Общинный уклад постепенно разрушается наступающей рабовладельческой формацией.

Устный эпос создавался как в стихотворном, так и в прозаическом выражении. Особенно разветвленными оказались повествования героического пафоса, возвеличивающие славную эпоху единства племен, могущественных праотцев, великих войн и нескончаемой родовой мести. Множественные сказания, легенды, предания постепенно образуют большие повествовательные циклы, важнейшие из которых – троянский, фиванский, об аргонавтах, о подвигах Геракла. Им в первую очередь суждено будет стать благодатным материалом для литературного героического эпоса и трагедии. Достаточно распространенным был и другой тип устного эпоса – дидактический, в виде неписаных правил народной мудрости сконцентрировавший как наставления, так и наблюдения над людьми и природой. Это заповеди, трудовой опыт, афоризмы, приметы народного календаря и повседневного быта. Наиболее популярными были малые формы: пословицы, загадки, заклинания.

Песенный фольклор. Если о масштабном эпосе, как и о мифологии, приходится судить преимущественно по их литературным переработкам, то с песней и в поздние времена можно было знакомиться в ее устном бытовании. Возможно поэтому, а также из-за востребованности буквально всеми сферами жизнедеятельности человека, наблюдается ее особое видовое богатство. Трудовые песни исполнялись при жатве, выжимании винограда, размалывании зерна, выпечке хлеба, при пряже и тканье, черпании воды, гребле. Разнообразны воинские, любовные, детские, обрядовые (особенно свадебные эпиталамии и похоронные заплачки) песни. Мифо-эпическое начало просматривается в культовых песнях, гимнах, молитвах, исполнявшихся и на пирах знати, и на народных собраниях как принадлежность праздничного обряда и как элемент свободного времяпровождения. Широкая тематика у застольных песен, где особенно часто серьезное содержание переплеталось с шутливым, даже сатирическим, и насмешливые, позорящие «ямбы» были направлены как против отдельных лиц, так и целых групп.

Раннелитературный этап. Первейшими признаками, указывающими на отделение литературного творчества от фольклорного, обычно считаются появление зафиксированных в письменном виде, и следовательно, стабильных по объему и содержанию произведений, у которых имеется конкретный автор. В глубине же за этим стоит коренной перелом в миросозерцании людей, окончательно осознавших не только раздельное существование сферы фантазий и сферы реалий, воображаемого и действительного, намерений и поступков, но и их сложнейшую взаимоувязанность. Рушится представлявшийся в мифологии совершенным и завершенным божественный Космос, начинает полярно меняться система отсчета ценностей: не человек для мира, а мир для человека. Областью литературы и будет этот стык, зона соотношений, человеческих контрастов (выход на проблему проблемности человека, взявшегося по своему пониманию обустраивать вселенную). Необыкновенная емкость, многовекторность формирующегося художественного мира скажется в том, что с самых начал в древнегреческой литературе будут складываться все три основных рода: эпос, лирика, драма.

Эпос. Произведения литературного эпоса, единые в своей ориентации на объективный (сверхиндивидуальный, общеустановленный) подход, на создание высоких образцов для подражания, на демонстрацию возрастающей способности человеческого сообщества достойно разделять с высшими силами ответственность за миропорядок, могут серьезно различаться по сюжетно-тематическому материалу и формам смыслообразования. Поэтому мы будем говорить о героическом эпосе, дидактическом эпосе, ироикомических и киклических поэмах, литературной прозе.

Древнейшими сохранившимися памятниками греческой литературы являются героические поэмы «Илиада» и «Одиссея», в основу которых положены сюжеты из троянского мифо-легендарного цикла. По мнению большинства ученых, они написаны в VIII в. до н. э. слепым аэдом Гомером, однако существуют и другие точки зрения. Спор об их авторстве даже породил пресловутый «гомеровский вопрос», где столкнулись также разные мнения о происхождении поэм, вариантах их создания. Выделяются три основные позиции: теория малых песен, унитарная теория (или теория единства), теория основного зерна. Мы будем придерживаться унитарной теории, отстаивающей гомеровское авторство и художественную цельность его произведений. При изучении необходимо проследить сюжетное единство каждой из них («Илиада» – поэма о гневе Ахилла, «Одиссея» – о возвращении Одиссея на родину). Также важно прийти к пониманию особенностей эпического стиля (постоянные эпитеты, повторы, застывшие формулы, развернутые сравнения, гиперболы), композиции и центрального конфликта. Ведь для автора главным является уже не мифологическое столкновение греков и троянцев, а категорические расхождения в понимании героями наилучшего исполнения ими рокового предназначения и долга. Этим обусловлено и привлекающее внимание разнообразие характеров (в «Илиаде» – Ахилл, Агамемнон, Гектор, Парис, Менелай, Патрокл, Елена, Андромаха, Нестор, Приам, Диомед, Одиссей, Аякс, боги и богини; в «Одиссее» – Пенелопа, Одиссей, Телемах, Алкиной, Навсикая, Эвмей, Эвриклея, Нестор, Елена, Менелай, Кирка, «женихи», различные чудовища, боги и богини). В конечном итоге героическое у Гомера слагается как из воспетых в легендах и мифах качеств, так и из проявленных его персонажами волевых и физических усилий по преодолению собственных заблуждений и гордыни, бесконечной череды внутренних и внешних препятствий на пути к исполнению ими роковых предопределений и общественного долга. Через героические поэмы также следует познакомиться с основами древнегреческого стихосложения, с таким стихотворным размером, как гекзаметр.

К концу VIII – началу VII в. до н. э. получает развитие дидактический (наставительный) эпос, примером которого является поэма Гесиода «Труды и дни». В ней мы впервые видим личность автора (поэт говорит от своего имени, приводит конкретные биографические сведения), ряд иных художественных решений, позволяющих говорить о существенном отличии, как по тематике, так и по смысловой направленности, эпоса дидактического от героического. Поэма становится выражением мировосприятия свободных, уже вне общины живущих сельчан, на свой страх и риск обеспечивающих собственное благосостояние. В ней отражена вековечная крестьянская мудрость, помогающая земледельцу прокормиться с небольшого клочка земли, на который не прочь еще посягнуть и другие.

Наши рекомендации