Примерный перечень простых практических контрольных заданий к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде умений.

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗНАНИЙ.

1. Метод юридической науки (ВК-1)

2. Юридическая наука и юридическая практика: вопросы соотношения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

3. Юридическая догма: становление и роль в современном правоведении. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

4. Юридические конструкции в правоведении. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

5. Сущностные черты классической науки. (ВК-1)

6. Неклассическая наука и ее особенности. (ВК-1)

7. Постнеклассическая наука. (ВК-1)

8. Научная рациональность: понятие и содержание. (ВК-1)

9. Типы научной рациональности. (ВК-1)

10. Условия и критерии научности юридического исследования. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

11. Социокультурная обусловленность науки. (ВК-1)

12. Социально-правовой эксперимент. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

13. Конкретно-социологические исследования в праве. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

14. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

15. Научная деятельность и ее структура. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

16. Основные уровни научного знания. (ВК-1)

17. Методы эмпирического познания. (ВК-1)

18. Методы теоретического познания. (ВК-1)

19. Научные законы и их классификация. (ВК-1)

20. Научная теория и ее структура. (ВК-1)

21. Гипотеза как форма развития научного знания. (ВК-1)

22. Научный объект: понятие и типы. (ВК-1)

23. Научное доказательство и его виды. (ВК-1)

24. Модели в праве и правоведении. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

25. Особенность гуманитарного знания. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

26. Вненаучное социальное знание и методы его получения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

27. Юридическое мышление. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

28. Методология права: понятие и место в системе юриспруденции. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

29. Проблемы предмета юридической науки. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

30. Гносеологические аспекты методологии правоведения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

31. Инструментальные аспекты юридической методологии. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

32. Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

33. Понятие и значение принципов правового познания. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

34. Герменевтический подход к праву. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

35. Принцип единства предмета и метода познания в правоведении. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

36. Системный подход в юридическом исследовании. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

37. Деятельностный подход в правоведении. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

38. Принцип историзма в юридической методологии. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОСТЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВИДЕ УМЕНИЙ.

1. Кому принадлежит фраза: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим «естественным» законом»? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

2. Р.Декарт был убежден, что есть два пути открытия нового знания в науке. "Эти два пути, - писал он, - являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше - все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к заблуждению". Какие это два пути, по Декарту? (ВК-1)

3. По мнению этого философа, знание - высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1)

4. Кому принадлежит выражение:«Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, - народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». Кто этот философ? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1, ОК-3,)

5. Дайте характеристику понятию: «осевое время». Когда оно возникло? (ВК-1)

6. Фома Аквинский (1225–1274 гг.) - доминиканский монах, ученый-богослов, один из главных идеологов римской католической церкви и создателей схоластики придерживался теоцентрического понимания права. В чем заключалась его концепция иерархии законов? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

7.Школа глоссариев возникла в начале XII века, в Болонье. Ее основателем принято считать Ирнерия (1085 – 1125гг.), его последователями: Булгар, Мартин Гозия, Яков, Гуго де Порта Равеньяна. В чем заключалась деятельность глоссаторов? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

8. Школа постглоссаторов или комментаторов (среди которых особенно выделялся юрист Бартоло да Сассоферрато (1314 – 1357 гг.)) существенно отличалась от глоссаторов. В чем это отличие? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

9. Каковы критерии разграничения исторических форм научной рациональности? Дайте им характеристику. (ВК-1)

10. Назовите ключевые принципы классической юридической науки. Дайте им характеристику. (ВК-1)

11. Какие юридические научные школы, актуализируются в интеллектуальном пространстве неклассической юриспруденции? (ВК-1)

12. Какая наука в постнеклассический период развития рационализма обретает статус «науки наук»? Дайте пояснения. (ВК-1)

13. В русле какого направления юридической науки развиваются идеи неопозитивизма? Дайте им характеристику. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

14. Чем обусловлена спецификация общенаучных методов в социально-гуманитарных исследованиях. Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

15. Ключевой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма. В чем заключается его смысл? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

16. Каковы сильные стороны юснатурализма как метода объяснения пра­вовых явлений? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

17. Каковы перспективы натурализма как метода изучения правовой сферы жизни общества? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

18. Почему герменевтику рассматривают как альтернативную натурализму методологическую позицию? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

19. Дайте характеристику концепции: «естественное право с меняющимся содержанием». (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

20. В чем заключается суть синергетического понимания эволюции правовой системы? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

21. Что означает понятие «правовая энтропия»? Каково его содержание? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

22. Как с позиций синергетики объясняется происхождение права? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

23. Дайте характеристику основным процедурам герменевтического метода. Что такое герменевтический круг? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

24. Какой путь исследования права предлагает феноменология? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

25. В чем близость феноменологического метода к методу «отнесения к ценности»? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

26. Методология юридической науки как одной из наук социально-гуманитарного профиля – сложное гетерогенное образование. Она может быть представлена как система оппозиций. Покажите, какие парные методологические программы альтернативны относительно друг друга. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)

А Герменевтика А Натурализм
Б Аксиология Б Прагматизм
В Феноменология В Позитивизм (неопозитивизм, пост-позитивизм)
Г Структурализм (постструктурализм) Г Структурный функционализм
Д   Культурно-исторический подход     Эволюционизм (формационный подход)  

27. Один из философов Нового времени был уверен, что разработал метод открытия нового научного знания, которым может овладеть каждый. В основе этого метода открытия - индуктивное обобщение данных опыта. Он писал: "Наш же путь открытия таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, - мало или совсем ничего не значат, если пользоваться циркулем или линейкой. Так обстоит и с нашим методом". Кто был этот философ? Поясните его позицию. (ВК-1)

28. Методология юридических исследований, базирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую стадии, представляет формационный подход. Поясните его. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)

Наши рекомендации