Примерный перечень простых практических контрольных заданий к комплексному зачету

МЕНЕДЖМЕНТ

Примерный перечень вопросов к комплексному зачету

1. Сущность и происхождение понятия «менеджмент». Цели и задачи курса. История развития менеджмента.

2. Сущность понятий «управление» и «менеджмент», их сходство и отличие. Цели и задачи менеджмента. Объект, субъект управления.

3. Основные принципы и закономерности управления. Значение менеджмента в современном мире.

4. Организация: общее понятие, основные черты. Необходимость управления организацией. Организация как система и элемент среды.

5. Факторы, воздействующие на организацию. Косвенные факторы воздействия. Факторы непосредственного (прямого) воздействия на организацию.

6. Формальные и неформальные организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Иерархия управления.

7. Управленческий цикл. Сущность и характеристика основных функций управления предприятием. Взаимосвязь функций менеджмента.

8. Методы управления: сущность и виды. Экономические методы управления. Организационно-распорядительные методы управления. Правовые методы управления. Социально-психологические методы управления.

9. Планирование деятельности предприятия: общая характеристика. Основные виды планирования. Процесс планирования, его основные этапы.

10. Миссия организации: факторы влияния, сферы влияния. Функции миссии.

11. Сущность целей организации. Классификация целей. Иерархия целей. Основные принципы разработки целей.

12. Требования, предъявляемые к правильно сформулированным целям. Основные этапы формирования целей.

13. Сущность, основные виды и этапы контроля. Основные сферы контроля в организации. Учет и мониторинг. Самоконтроль.

14. Основные методы разработки стратегии. Выбор стратегии, стадии выполнения стратегии.

15. Управленческие решения, их виды. Этапы разработки и принятия решений.

16. Реализация решений и контроль за их выполнением.

17. Общая характеристика лидерских теорий. Сущность и содержание лидерского стиля.

18. Традиционные стили руководства К. Левина: демократический, авторитарный и либеральный.

19. Сущность и роль конфликтов в организации. Управление конфликтами.

20. Общее понятие коммуникаций в управлении организацией. Сущность и основные элементы коммуникативного процесса.

21. Информационные потоки, состав, виды и требования, предъявляемые к информации в управлении. Новые информационные технологии.

22. Деловое общение. Кодекс делового общения. Правила служебной этики. Деловые отношения руководителя и подчиненных.

23. Деловое совещание. Классификация деловых совещаний. Организация проведения совещаний. Протокол совещания.

24. Переговоры. Подготовка, проведение и завершение деловых переговоров. Анализ итогов деловых переговоров. Телефонные переговоры.

25. Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени.

26. Система управления персоналом организации.

27. Сущность и задачи управления персоналом. Методология управления персоналом.

28. Формирование и использование трудового потенциала работников.

29. Планирование трудовой карьеры работников.

30. Сущность понятия мотивация. Мотивация и мотивирование. Стимулы и мотивы.

31. Стимулирование. Основные элементы мотивационного процесса. Мотивационная структура, ее сущность и содержание. Основные элементы мотивационной структуры.

32. Мотивационные предпочтения. Интересы, ценности и ценностные ориентации: сущность, виды и значение в менеджменте и трудовой деятельности.

33. Особенности менеджмента в сфере профессиональной социальной деятельности.

34. Сущность и роль конфликтов в профессиональной деятельности. Управление конфликтами.

35. Рациональное использование трудового потенциала работников в организации. Адаптация и развитие персонала.

Примерный перечень простых практических контрольных заданий к комплексному зачету

Задание 1.

Охарактеризуйте различие и сходство основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Составьте таблицу и приведите примеры

Задание 2.

Охарактеризуйте истинность или ложность приведенных суждений - ответьте «да» или «нет». Ответ аргументируйте

1. Стратегическое управление – процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.

2. Анализ внешней среды – процесс изучения текущего состояния организации, ее внутренних недостатков и возможностей.

Задание 3.

В одной из западных компаний регулярно выбирают «работника месяца» - ему предоставляется право парковать свою машину рядом с машиной президента компании перед самым входом. Как теория объясняет возникновение позитивной мотивации в данном случае? Аргументируйте свой ответ.

Задание 4.

Представьте себе, что вы работаете в отделе исследований и разработок компании и совместно с менеджером по маркетингу участвуете в проекте по модификации одного из продуктов. Вы замечаете, что каждая его записка направляется в два адреса - в команду и высшему руководству. Да и вообще он стремится получить санкцию начальства на каждый свой шаг.

Но зато пока вы корпите над проектом, он играет в теннис со старшими менеджерами. Как вы оцениваете его поведение и почему именно так? Обоснуйте своё мнение.

Задание 5.

Охарактеризуйте истинность или ложность приведенных суждений - ответьте «да» или «нет». Ответ аргументируйте.

1. Возникновение и практическое использование приемов стратегического управления нельзя рассматривать как реакцию на усложнение управленческих задач.

2.Анализ внутренней среды – процесс, посредством которого разработчики стратегического плана изучают внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Задание 6.

Охарактеризуйте истинность или ложность приведенных суждений - ответьте «да» или «нет». Ответ аргументируйте.

1. Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.

2.Анализ разрыва — это выявление ситуации, когда существует разрыв между целями фирмы и ее возможностями.

Задание 7.

Охарактеризуйте истинность или ложность приведенных суждений - ответьте «да» или «нет». Ответ аргументируйте

1. В зависимости от приоритета используемых подходов и реакции на внешние изменения в развитии корпоративного управления выделяют следующие этапы:

· бюджетно- финансовый контроль;

· управление на основе экстраполяции;

· предвидение изменений;

· управление на основе гибких экстренных решений.

2.Анализ человеческих ресурсов — это исследование численности, умений, структуры и других аспектов, характеризующих персонал организации.

Задание 8.

А. В чем причина того, что некоторым менеджерам высшего звена не удается мотивировать подчиненных, в то время как другие преуспевают в этом? Аргументируйте свой ответ, используя теоретические знания; приведите примеры.

Б. Охарактеризуйте традиционные стили руководства, сформулированные К. Левиным: демократический, авторитарный и либеральный; приведите примеры из профессиональной деятельности.

Задание 9.

Объясните, как и почему на деятельность предприятия оказывают влияние следующие составляющие внешней среды.

· нормативно-правовая база;

· особенности стадии экономического развития страны;

· состояние рынка сбыта производимой продукции;

· уровень жизни населения;

· покупательная способность рубля;

· общий уровень предпринимательской активности в области деятельности предприятия;

· уровень инвестиционной активности.

Результаты работы сведите в таблицу:

Составляющая (фактор) внешней среды На что влияет данная составляющая Какое направление деятельности предприятия зависит от данной составляющей
     
     
     
     
     
     
     

Задание 10.

А.Низкооплачиваемый обслуживающий персонал - проблема для многих компаний, например, плохо обученные и слабо мотивированные санитары в больнице, которые занимаются «черной работой» за низкую оплату. Как можно мотивировать этих работников, чтобы повысить уровень обслуживания больных? Аргументируйте свой ответ.

Б. Имеет ли организация возможность добиться повышения производительности и эффективности одновременно и какими путями? Аргументируйте свой ответ.

Задание 11.

Представьте себе, что вы работаете управляющим крупного отеля. Ваша стратегия предполагает, что банкетные залы ресторана предоставляются для проведения крупных мероприятий.

На ежемесячной встрече руководителей отеля менеджер по сбыту проинформировал менеджера ресторана, что для приема большого количества гостей необходимо будет трансформировать зал заседаний в банкетный зал всего за один час. Задача весьма сложная, но реальная. Менеджер ресторана пришел в ярость из-за того, что его не предупредили заранее. Почему возникла конфликтная ситуация и как её разрешить? Обоснуйте своё мнение.

Задание 12.

Представьте ситуацию будущего: вы - вице - президент крупной компании, данный пост занимаете более 10 лет.

В 2017 году в вашей компании централизованное планирование уступает фронтальному принятию решений, бюрократия - командной работе. Цеховые рабочие используют компьютеры и роботов.

Из-за недостатка рабочей силы многие вакансии не заняты, а имеющимся претендентам на должность не достает навыков для работы в команде, принятия решений, использования сложных технологий.

Как вы, будучи опытным кадровым и социальным менеджером, подготовитесь к решению этих проблем? Аргументируйте свой ответ.

Задание 13.

На совещании торговых агентов А сообщает, что постоянно теряет заказы из-за того, что конкуренты стали производить новую продукции и продавать ее по заниженным ценам. Коллеги делятся с ним своим опытом успешного конкурирования каждый в своей области и дают советы, но все предположения А отвергает, находя в них изъяны и твердя, что в его области эти приемы не срабатывают.

Чем больше возражает А, тем больше ему стараются помочь. Через некоторое время руководитель Б замечает: «Я вижу, Вы просто не хотите ничего изменить, и у меня пропало желание продолжать это обсуждение!»

1. Какую позицию в данной ситуации занимают агент А, его коллеги и руководитель Б?

Наши рекомендации