Психологическая характеристика компонентов образовательного процесса.?????????
Ими являются педагог, воспитанник, содержание педагогического процесса, формы и методы обучения и воспитания, педагогическая диагностика, критерии эффективности педагогического процесса, организация взаимодействия с общественным м и естественным среду.
Ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит педагогу Это возлагает на него ответственность за создание условий для формирования всесторонне развитой личности Как центральная фигура педагогического проц процесса, он должен быть носителем цели и передовых идеалов, обладать научными знаниями и мастерством воспитателя В педагогическом процессе педагог является одновременно его субъектом и объектом как субъект педагогического процесса он выполняет ответственное задание - воспитание подрастающего поколения, как объект - несет воспитательных воздействий и самосовершенствуетсяться.
Воспитанник также является объектом и субъектом педагогического процесса Вместе с педагогом он образует динамическую систему \"педагог - воспитанник\" Как объект педагогического процесса он предстает индивидуальностью, р развивается согласно педагогических целей как субъект педагогического процесса он является личностью, которая имеет определенные природные задатки, стремится к творческому самовыражению, удовлетворения своих потребностей, интересов способна активно воспринимать педагогические воздействия или противостоять .
Содержание педагогического процесса формируют в целях образования и воспитания, учитывая возрастные возможности воспитанников Его закладывают в учебные планы, учебные программы и учебники, а также в планы воспитательной работы учреждений образований.
Структура педагогической психологии
Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее структурную организацию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя. Психология дошкольника и школьника любого возраста рассматривается возрастной психологией. Студенческий возраст как особый жизненный период рассматривается отдельно (в частности, психологической школой Б.Г. Ананьева).
В связи с тем, что предмет педагогической психологии мы трактуем расширительно структура этой науки может быть представлена с другой позиции, определяемой следующими соображениями.
Во-первых, эта позиция определяется пониманием предмета педагогической науки как междисциплинарной, являющейся по родовому признаку психологической, хотя и самостоятельной отраслью научного знания. Соответственно, в этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотрудничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психофизиологии.
Во-вторых, предложенная позиция рассмотрения структуры педагогической психологии предполагает несколько иное определение взаимосвязи обучения и воспитания. Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях.
Взаимосвязь понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:
1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение
2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание.
3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.
4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением.
Для педагогической психологии воспитание органично включено в процесс обучения посредством его содержания, форм и методов. Структура педагогической психологии в приведенном определении ее предмета и с рассмотренной выше позиции включает:
1. психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности);
2. психологию учебной деятельности и ее субъекта — обучающегося (ученика, студента);
3. психологиию педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя);
4. психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.