Психологическая характеристика компонентов образовательного процесса.?????????

Ими являются педагог, воспитанник, содержание педагогического процесса, формы и методы обучения и воспитания, педагогическая диагностика, критерии эффективности педагогического процесса, организация взаимодействия с общественным м и естественным среду.

Ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит педагогу Это возлагает на него ответственность за создание условий для формирования всесторонне развитой личности Как центральная фигура педагогического проц процесса, он должен быть носителем цели и передовых идеалов, обладать научными знаниями и мастерством воспитателя В педагогическом процессе педагог является одновременно его субъектом и объектом как субъект педагогического процесса он выполняет ответственное задание - воспитание подрастающего поколения, как объект - несет воспитательных воздействий и самосовершенствуетсяться.

Воспитанник также является объектом и субъектом педагогического процесса Вместе с педагогом он образует динамическую систему \"педагог - воспитанник\" Как объект педагогического процесса он предстает индивидуальностью, р развивается согласно педагогических целей как субъект педагогического процесса он является личностью, которая имеет определенные природные задатки, стремится к творческому самовыражению, удовлетворения своих потребностей, интересов способна активно воспринимать педагогические воздействия или противостоять .

Содержание педагогического процесса формируют в целях образования и воспитания, учитывая возрастные возможности воспитанников Его закладывают в учебные планы, учебные программы и учебники, а также в планы воспитательной работы учреждений образований.

Структура педагогической психологии

Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее струк­турную организацию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно педагогическая психология рассматривает­ся в составе трех разделов: психологии обучения, психологии вос­питания, психологии учителя. Психология дошкольника и школьника любого возраста рассматривается возрастной пси­хологией. Студенческий возраст как особый жизненный период рассматривается отдельно (в частности, психологической школой Б.Г. Ананьева).

В связи с тем, что предмет педагогической психологии мы трак­туем расширительно структура этой науки может быть представлена с другой позиции, определяемой следующими соображениями.

Во-первых, эта позиция определяется пониманием предмета педагогической науки как междисциплинарной, являющейся по родовому признаку психологической, хотя и самостоятельной отраслью научного знания. Соответственно, в этот предмет вхо­дят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотруд­ничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психо­физиологии.

Во-вторых, предложенная позиция рассмотрения структуры педагогической психологии предполагает несколько иное опре­деление взаимосвязи обучения и воспитания. Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются ак­тивный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обу­чающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и органи­зация освоения этого опыта, а также возможности и готовнос­ти применить этот опыт в различных ситуациях.

Взаимосвязь понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обуче­ния). Это именно тот тип отношения между двумя этими процес­сами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе оп­ределенной системы или учреждения и вне обучения, параллель­но ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процес­са (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семь­ей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.

4. Воспитание осуществляется и другими (не образователь­ными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением.

Для педагогической пси­хологии воспитание органично включено в процесс обучения посредством его содержания, форм и методов. Структура педа­гогической психологии в приведенном определении ее предме­та и с рассмотренной выше позиции включает:

1. психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности);

2. психологию учебной деятельности и ее субъекта — обуча­ющегося (ученика, студента);

3. психологиию педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учи­теля, преподавателя);

4. психологию учебно-педагогического сотрудничества и об­щения.

Наши рекомендации