Педагогические технологии в дисциплинарной практике
Наиболее существенные и овеществленные оценки деятельности сотрудников выражаются в поощрениях и взысканиях, выносимых руководителям, которые играют не просто деловую или административную, но и педагогическую, главным образом воспитательную роль.
Каждый акт вынесения поощрений или взысканий верен, если он административно выверен и «взвешен на весах» педагогической эффективности. Руководителю следует спрогнозировать, как дисциплинарная мера будет воспринята, как повлияет сразу и в перспективе, как скажется на сотруднике и коллективе, как подействует в системе дисциплинирующих мер. Педагогично продумать, как реализовать дисциплинарный акт: индивидуально или перед строем, с разъяснением его оснований или нет, каков должен быть комментарий.
В системе дисциплинарной практики педагогический анализ и подход предполагают выделение следующих вопросов:
• кто участвует в дисциплинарной практике? Хорошо — когда в ней участвуют все, начиная с руководителя самого первичного подразделения, обладающего дисциплинарными правами; плохо — когда большинство поощрений объявляется первым руководителем правоохранительного органа, а руководители структурных подразделений вообще не пользуются своими дисциплинарными правами. Старшим антипедагогично подменять младших в использовании дисциплинарных прав;
• по отношению к кому применяются дисциплинарные права? Хорошо — если по отношению ко всем, независимо от ранга и в соответствии с заслугами. Иногда встречаются перекосы: в одних органах, частях они применяются преимущественно к начальникам, в других — к младшим или одной из служб;
• за что выносятся поощрения и наказания? Правильно — когда по делу, за подлинные, а не мнимые успехи и проступки; неверно — когда только к знаменательным датам, только за «громкие дела» или за те, которые получили огласку. Встречается увлечение наказанием руководителей за проступки подчиненных, что далеко не всегда бывает справедливым;
• каково соотношение поощрений и наказаний? Нужно, чтобы оно соответствовало реальной успешности работы конкретного сотрудника, подразделения, органа. Не годится, когда при плохой работе число поощрений значительно преобладает над числом взысканий (бывает, что раз в десять), когда руководящий состав преимущественно наказывается, а рядовой преимущественно поощряется; когда одни руководители увлекаются поощрениями, а другие наказаниями;
• какие виды поощрений и наказаний применяются? Правильно — когда все, предусмотренные соответствующим документом, когда соблюдается определенная последовательность в их наращивании, когда нет увлечения крайними мерами. В противном случае руководитель столкнется со случаями, когда некоторые сотрудники, привыкнув, например, к премиям и ценным подаркам, начнут расценивать отсутствие благодарности как личное оскорбление.
Неверно и педагогически пагубно, когда вышестоящий орган, руководитель оценивают состояние дисциплины в нижестоящем органе, структурном подразделении только по информации, поступившей от его руководителя. Это отбивает охоту у последнего к использованию своих дисциплинарных прав, подталкивает к укрытию нарушений дисциплины.