Педагогика как наука и практика
Любая наука имеет свою историю, которая зачастую дает представление об ее предмете, проблемах, задачах и методах. Возникновение той или иной специализированной отрасли знаний диктуется определенными общественными потребностями. И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.
Почти каждый из нас слово "педагогика" связывает со школой и процессом обучения, с чем в какой-то степени можно согласиться. Первое упоминание о школе обнаружено в древнеегипетских источниках за 2,5 тысячи лет до н.э. В них говорилось о том, что жрецы обучали детей царских сановников началам арифметики и геометрии. На основе этого упоминания можно сделать следующий вывод: обучение еще было не главной, а вспомогательной функцией людей, проводивших его. Однако потребность в передаче знаний уже удовлетворялась ими.
Обучение и воспитание родились вместе с человеческим обществом. Они были необходимы для того, чтобы накопленный опыт — социальный, производственный, духовный — не был утерян новыми поколениями людей. Обучение и воспитание, таким образом, были изначально одной из ведущих функций социума. Без этой деятельности человеческое общество перестало бы существовать и развиваться. Осуществляли воспитание и обучение, как правило, пожилые люди или наиболее опытные взрослые, но первоначально эта деятельность не являлась самостоятельным процессом, а проводилась параллельно с другими занятиями. С усложнением накопленных людьми знаний и приобретением полезного опыта, который необходимо было сохранять с целью дальнейшего приумножения, данная деятельность постепенно стала выделяться в самостоятельную.
Свое название она получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Этим рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или из нее, а также при прогулках. Этих рабов называли детоводителями (греч. "пейда" — ребенок, "гогос" — вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.
Считается, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон опубликовал свой трактат "О достоинстве и увеличении наук". В нем он предпринял попытку классифицировать все науки и выделил педагогику, которую понимал как "руководство чтением". Однако отпочкование от философии не означало создания новой науки. Таковой она стала считаться только после выхода трудов выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Я.А. Коменского, и прежде всего его основополагающей работы, которая до сих пор имеет непреходящее значение, — "Великой дидактики". Именно в этой книге были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми.
Я.А. Коменский впервые обосновал идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения. Эта система включала в себя материнскую школу (до 6-летнего возраста); элементарную школу (от 6 до 12 лет); гимназию (от 12 до 18 лет) и академию (от 18 до 24 лет). В своей практике он внедрил классно-урочную систему и теоретически обосновал ее. Им разработаны основные принципы дидактики: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посильность. Я.А. Коменский обосновал главные требования к учебнику, а также сформулировал основные требования к учителю.
Дальнейшее развитие педагогика получила в трудах многих мыслителей. Назовем сначала наиболее крупных зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие этой отрасли знания. Швейцарский ученый И.Г. Песталоцци (1746—1827) выдвинул идею развивающего обучения. Немецкий педагог-демократ А. Дистервег (1790—1866), будучи последователем идей Песталоцци, опубликовал ряд трудов по педагогике, издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и др.
Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач Я. Корчак (настоящее имя которого Г. Гольдшмит; 1878—1942). Его книга "Как любить детей", проникнутая высоким гуманизмом, неоднократно издавалась у нас в стране и за рубежом. Автор остался верен своим воззрениям в годы оккупации Польши фашистской Германией, боролся за жизнь детей в Варшавском гетто и вместе с 200 своими воспитанниками погиб в концлагере, переступив порог крематория.
Большой популярностью в нашем столетии пользуются взгляды известного американского педагога, ученого и детского врача Б. Спока. Его педагогические взгляды в 70-е гг. вызвали во всем мире волну дискуссий. Их суть сводилась к частному педагогическому вопросу: что ставить на первое место — строгость или доброту? В зависимости от ответа на него педагоги в ходе обсуждений идей Б. Спока разделились на две категории: а) признающих преимущественно гуманистические методы воспитания и б) считающих главным в воспитании авторитарное воздействие. Широкую известность получили книги Б. Спока "Ребенок и уход за ним", "Разговор с матерью". В них популярно раскрываются не только медицинские аспекты воспитания здорового ребенка, но и содержатся оригинальные педагогические идеи.
В России педагогические знания также имеют давнюю традицию. При археологических раскопках древнего Новгорода обнаружено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.
Огромный вклад в отечественную педагогику внесли К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов и Л.Н. Толстой.
Мы можем гордиться рядом всемирно известных мыслителей-педагогов. Основоположником научной педагогики в России признан К.Д. Ушинский (1824—1870). Все его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также его литературные произведения служили задачам создания школы, которая развивала бы душевные и духовные силы человека, реализовывала бы его высшее предназначение. Он по праву считается создателем народной школы в России. Великий педагог создал несколько учебников, среди которых можно назвать "Родное слово" и "Детский мир", по которым училось не одно поколение россиян.
Главный фундаментальный труд К.Д. Ушинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" содержит обоснование содержательно-эвристического понимания педагогики. Педагогика, по его мнению, — не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея Ушинского о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.
Среди более поздней плеяды педагогов наиболее известны С.Т. Шацкий (1878—1934), П.П. Блонский (1884—1941), А.С. Макаренко (1888—1939), В.А. Сухомлинский (1918—1970). Труды отечественных педагогов, в которых разработаны проблемы воспитания детских и юношеских коллективов, получили мировое признание.
В настоящее время многие педагоги-новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Так, в последние годы получила распространение педагогика сотрудничества в практике и книгах Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимназии, открыты частные школы, лицеи, многие учителя преподают по своим авторским учебным программам. Много изменений происходит и в вузах: внедряются новые интеллектуалоемкие педагогические технологии (в частности, компьютерные), кейс-методики, интенсивное "погружение" в темы.
Известный советский педагог П.П. Блонский считал, что самым важным вопросом педагогики является вопрос о том, что же такое воспитание. Под предметом педагогики долгое время подразумевали воспитание и обучение молодого поколения, его подготовку к будущей жизни. Это значительно упрощало задачи педагогики, превращало ее в свод правил и приемов воспитательной деятельности. При этом вопрос о том, что же лежит в их основе, оставался без ответа. Именно поэтому ученые-педагоги занялись изучением закономерных связей, которые существуют между развитием личности и воспитанием. Кроме того, все возрастающий динамизм жизни, при котором темпы социального прогресса опережают темпы смены поколений, породил необходимость непрерывного образования, потребовал обучения и воспитания не только подрастающего поколения, но и других возрастных групп, а также заострил задачу воспитания саморазвивающейся личности с аутодидактическими навыками. Именно поэтому ныне предметом педагогики, по общему признанию ученых, считается воспитание и обучение человека на всех возрастных этапах его развития (как особая функция общества). Главными проблемами педагогики являются: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности, определение целей воспитания, разработка содержания воспитания, исследование методов воспитания.
Основной категорией педагогики как науки является воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формулировать систему качеств личности. Воспитание осуществляется через образование, обучение и организацию жизнедеятельности воспитуемых. Истинное воспитание лишь то, которое предполагает самовоспитание.
Обучение— процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Обычно обучение отождествляют с преподаванием. Обучение — это не только то, что преподаватель дает обучающемуся. Обучение — это то, что обучающийся получает от взаимодействия с учебным заведением в целом, с преподавателями, с обучающимися.
Чем же отличается преподавание от обучения?
Разными полюсами внимания: преподавание концентрирует внимание на входе учебного процесса, т.е. на том, что дается студенту, — содержании учебного процесса (знаниях, умениях, навыках). Обучение же сосредоточивает внимание невыходе, т.е. на том, что получил студент, причем полученное оценивается обучающимся не столько с точки зрения его содержания или интереса, сколько с точки зрения полезности осуществленного обучения для его настоящей или будущей деятельности.
При преподавании знания задаются учебными дисциплинами (теоремы, отдельные теории). При обучении знания задаются проблемами, реально протекающими процессами.
Преподавание отражает взгляд преподавателя на явления и процессы, обучение — взгляд обучаемого. Взгляд преподавателя всегда шире и глубже, это взгляд эксперта. Он почти всегда находится в плену логики предмета. Для взгляда обучаемого характерны прагматичность и фрагментарность. Преподавательский взгляд — преимущественно дедуктивный (от общего к частному), студенческий, как правило, — индуктивный. Преподаватель дает то, что он знает. Студент преимущественно обучается тому, что не знает и не умеет делать.
Оба процесса — и преподавание, и обучение — находятся под воздействием групп влияния, отличающихся друг от друга по направленности интересов. Для преподавания — это преподаватели и администрация, а для обучения — это и студенты, и выпускники, и работодатели, и даже какие-то дополнительные группы, заинтересованные в результатах учебного процесса.
Вот почему в наше время передовые вузовские преподаватели стремятся ориентировать учебный процесс преимущественно на обучение. Однако здесь нужен и ряд организационных и методических мер, в частности интегрированное обучение в контексте предмета вместо изучения и рассмотрения основных тем, задач, отдельных вопросов, а также перенос центра внимания с поиска правильных ответов на развитие умения решать проблемы. Наиболее комплексным и самым результативным методом обучения при этом является обучение действием, решение реальных задач в реальных условиях либо максимально приближенных к ним.
Современная система педагогического знания включает в себя широкий спектр наук. Она представлена общей педагогикой, дошкольной, школьной педагогикой, сурдо-, тифло- и олигофренопедагогикой (последние три науки изучают воспитание и обучение глухих, слепых и умственно отсталых детей); в нее входят также производственная педагогика, военная педагогика, педагогика высшей школы, молодежного движения, клубной работы и семейного воспитания. В настоящее время как никогда актуальна этнопедагогика. Кроме теории воспитания в педагогику входят дидактика, школоведение и другие научные дисциплины.
2. Что изучает психология?
О происхождении психологии. Исторически первой формой психологии является учение о душе. Существует следующий греческий миф, Эрот, сын Афродиты, влюбился в Психею. Афродита, узнав об этом, проявила неудовольствие: негоже сыну богов любить простую смертную. Для того чтобы помешать влюбленным, она устроила ряд испытаний для Психеи, но та их с достоинством выдержала. Все это произвело впечатление на богов, и они помогли ей выполнить все требования Афродиты. Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф — классический образец истинной любви, высшей реализации человеческой души. Именно поэтому Психея — простая смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Термин "психология" впервые появился в научном обиходе в XVIII в. (в книгах немецкого философа Х. Вольфа "Рациональная психология" и "Эмпирическая психология"). Если первоначально он относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX в. в сферу исследований психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.
В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Самостоятельной же она стала в XIX в., когда в данную науку был введен эксперимент и усовершенствованы методы исследования. Основанная В. Вундтом в конце XIX в. в Лейпциге экспериментальная психологическая лаборатория (а позже Институт экспериментальной психологии) положила начало новой экспериментальной ветви психологии.
Предмет психологической науки. Что же в настоящее время включается в систему знаний, которые составляют предмет психологии и исследуются ею? Это, конечно же, психика человека: ощущения и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности и многое другое, что будет рассмотрено нами позже.
Таким образом, одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика. Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика является субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процессов), сложным и многообразным отражением объективного мира.
Итак, душа, психика — это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Значит, психологию не следует понимать только как науку о человеке, в ней всегда учитывается общность психики животных и человека.
На этой основе в истории науки были и, вероятно, еще будут преувеличения или игнорирования специфичности психических явлений у животных и человека. Здесь же мы отметим, что имеются самостоятельные отрасли знания — зоопсихология и психология человека. Нас интересует последняя.
Психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активными причинными факторами (детерминантой) поведения. На человека влияет социальная среда (процессы, происходящие в ней на макро- и микроуровне), поэтому его сознание имеет свою системную и смысловую организацию. Различные проявления психики образуют бессознательную сферу. Эта сфера также является предметом психологии, помогающим выявить характер соответствия действительных мотивов, установок и ориентации личности (рис. 1).
Рис. 1. Психические явления человека
Психика проявляется у человека в следующих блоках психических явлений.
Первый блок — психические процессы — это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью незаданный, а потому формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные продукты или результаты (например, понятия, чувства, образы, мыслительные операции и т.п.). Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности.
Второй блок представляет собой психические состояния, которые более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.
Третий блок — это психические свойства личности. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода: темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида.
Некоторые психологи выделяют и четвертый блок психических явлений человека — психические образования, т.е. то, что становится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это — приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т.п.
Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выделяются только для целей изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.
Изучая психику и поведение человека, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической организации, в устройстве и функционировании организма, а с другой — во внешней социальной среде. Предметом исследований психологов в первом случае становится развитие психики в зависимости от природных законов работы человеческого организма; во втором случае исследуется зависимость психики и поведения человека от его места в обществе, той социальной роли, которую он выполняет, вида его деятельности, разнообразных отношений с окружающими его людьми. Таким образом, кроме индивидуального поведения, психологи изучают межличностные отношения людей.
Категории психологии отражают психическую реальность в ее самобытных характеристиках и являются основанием, своеобразным стержнем всей современной психологии. Последняя ныне выступает в виде огромного древа с многочисленными ответвлениями: социальной, возрастной, дифференциальной психологией, зоопсихологией, исторической, инженерной, медицинской, юридической, политической, педагогической, авиационной и космической, психологией, психологией труда, спорта, науки и многого другого.
Следовательно, предметом психологии, под которым понимается система понятий, объясняющих закономерности психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и их отраслей, хотя в каждом из них он уточняется.