Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика

Государственный

экзамен

Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика – наука об образовании, под которой понимаются воспитание и обучение человека в его собственных интересах, интересах общества и государства. П. как наука:

- «Лишь идея, а не техника и не та­лант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической на­уки, может суще­ствовать педагоги­ка». (Блонский П.П.)

- Педагогика — при­кладная наука. На­ука «не о сущем, а о должном», ис­следующая не то, что есть, а то, как необходимо посту­пать. Это наука «об искусстве деятель­ности». (Гессен С.И.)

Объект науки – это категория, обознач. некоторую целостность, выступающую в качестве об­ласти человеческого познания и деятельности.

Объект педагогики как науки – образ-е как деят-ть по приобщению человека к жизни в обществе.

Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, признаки объекта.

Предмет педагогики – система отношений, возникшая в образовательной деятельности.

Основные категории:

Образование – это процесс в освоении ЗУН опыто-познавательной и практической деятельности ценностных ориентаций и отношений.

Воспитание – это процесс и результат целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитуе­мого, в результате которого формир. качества личности и его отношение к окружающей реально­сти.

Обучение – специально организованный целенаправленный процесс, включающий в себя 2 взаимо­связанные деятельности:

- Преподавание – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности.

- Учение – усвоение содержания образ-я и опыта учебно-познавательной деят-ти уча­щимися.

Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, ин­теллектуальной и духовной сферах человека, обусловленное влиянием внешних и внутренних, управля­емых и неуправляемых факторов.

Формирование личности – это процесс становления личности в результате объективного влияния среды, воспитания и активности личности.

Социализация – процесс и результат усвоения и воспроизведения индивидом соц. опыта, ценностей, отношений, принятых в обществе.

Самовоспитание – целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, само­воспитание, усовершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств.

Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Педагогический процесс – целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на достижение образовательных целей и задач.

Воспитательная система – упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Функции педагогики:

1. Аналитическая – теоретич. изучение, описание и объяснение сущности противоречий, зако­номерностей образования.

2. Прогностическая – обеспеч. научное обосн. целеполагания и планир-е разви­тия сис-мы образ-я.

3. Конструктивно-проективная – разработка новых педагогических технологий, содержаний, форм, методов, средств воспитания обучения и внедрение их в практику.

Задачи педагогической науки:

- Изучить сущности и закономерности развития и формирования личности

- Определить цели образования

- Разработать новые педагогические технологии, средства, формы обучения и воспитания

- Внедрить результаты исследований в практику.

Педагогическая наука включает (отрасли):

1. Общая педагогика (общие законом-ти воспит., факторы разв. и формир. личн. чела)

- школоведение (изучает учебно-воспитательный процесс)

- общие основы П.

- дидактика (теория обучения)

- теория воспитания (целенапр. процесс формирования личности и коллектива)

2. История П. (изучает процесс исторического развития образования и педагогики)

3. Специальная П. (дети с отклонениями в психофизическом и умственном развитии)

4. Этнопедагогика (специфика и закономерности народного воспитания)

5. Сравнительная П. (воспитательные и образовательные системы в разных странах)

6. Возрастная П. (процесс воспит. реб. с рожд-я до перехода к состоянию взрослости)

7. Коррекционная П. (дети с незначит. отклон. в психофиз. развитии и поведении)

8. Семейная П. (процесс формирования личности в семье)

9. Военная П. (принципы, формы, методы воспит и образ. военнослужащих)

Связь П. с другими науками:

1. Эстетика (предмет – ценностное отношение чела к миру)

2. Этика (природа морали)

3. Философская антропология (место чела в природе)

4. Социология (взаимод. соц. среды и чела)

5. Медицина (условия сохранения и укрепления здоровья людей)

6. Психология (закономерности функционирования и развития психики)

7. Анатомия (строение чел. организма)

8. Физиология (закономерности функционирования организма)

9. Философия (общие законы и движущие силы природы, общества, мышления, познания)

Сегодня существует три концепции педагогической науки:

1.П-ка как междисциплинарная область (философия + психология + социология)

2.П-ка как прикладная дисциплина:

Философия психология социология

Педагогика

Педагогическая действительность

3.П-ка как относительно самостоятельная научная дисциплина, сочетающая фундаментальный и прикладной аспекты (берет из Ф., П., С. и добавляет свое)


Наши рекомендации