Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза
Игра «Поймай звук». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду.
«Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.
Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра?
Звуковой анализ и синтез слов и слогов из двух звуков: он, уж, Ух! Ах! Ам! Ох! Ма, ку, по и др.
Анализ и синтез слогов. Использовать символы звуков — кружочки красного, синего и зеленого цветов.
Сколько звуков в слоге ас?Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога ас.
Какие звуки есть в слоге ла?Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]? (Слог лу.) Составь слог из звуков [ш], [а]. Я даю тебе звук [ш] и звук [а]. Какой слог ты мне вернешь?
Какие звуки есть в слоге ра?Какой слог можно составить, если к звуку [а] «пригласить» звук [с]? Какой слог получится, если мы «подружим» звук [р] и звук [у]?
Найди картинки, в названиях которых есть слог ру (рукавицы, рубашка, рубанок, ручей). Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка).
Подскажи конец слова: иг...(ла), пи...(ла), по...(лы), го...(ры), помидо...(ры).
Дополни слово: но...(ра), ко...(ра), ды...(ра). Подскажи недостающий слог: ...дуга, ...кета. Какого слога не хватает? (Пыле..., авто... .)
Развитие речеслухового внимания и памяти.
Запоминание и воспроизведение слогового ряда из одинаковых согласных и разных гласных звуков (ра-ро-ру).
Запоминание и воспроизведение ряда слогов со стечением согласных и разными гласными (шма-шмо-шму, сто-сты-сту).
Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных звуков: са-ча-ша-жа (на этапе дифференциации звуков).
Запоминание и воспроизведение слогового ряда с оппозиционными звуками (са-ша, ла-ра-ла-ра, ста-шта).
Чтение прямых и обратных слогов: ра, ро, ор, ар.
Конспекты занятий
Конспект занятия 1
Автоматизация звука [р] в обратных слогах
Оргмомент
Пространственная ориентировка
— Посмотри вокруг и скажи, что находится справа от тебя. Стань так, чтобы слева от тебя было зеркало. Повернись так, чтобы картинка, изображающая топор, оказалась впереди тебя. Где я нахожусь — справа или слева от тебя?
Релаксация
— Представь, что мы с тобой собираемся в горы. У нас очень тяжелый рюкзак (напряжение). Сними рюкзак (расслабление).
Артикуляционные упражнения (на усмотрение логопеда)
Координация дыхания, артикуляции и фонации. Развитие памяти и внимания. Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой интонации и ударения.
«Горное эхо»: ар-ар-ар-ар-ар (громко), ар-ар-ар-ар-ар (тихо).
«Разговоры горных троллей». Тролли увидели нас и беседуют между собой:
— Ор-ор-ор?(вопросительно)
— Ур-ур-ур. (утвердительно)
— Ыр-ыр-ыр-ыр. (обиженно)
— Яр-яр-яр-яр. (с горечью)
— Ер-ер, ер-ер, ер-ер. (приветливо)
— Юр-юр, юр-юр, юр-юр!(радостно)
— Ир-ир, ир-ир, ир-ир. (печально)
Произносить слоги в сочетании с движениями указательного пальца.
Игровое задание «Поднимаемся на гору, спускаемся с горы»: ар-ор-ир-ур; ир-ур-ыр-ар; яр-ер-юр-ир.
Развитие речеслухового внимания
Отстукивать ритмический рисунок слов горы, тролли, порт, арка, Ира, забор, юрта, шофер, зефир, артист, армия, Антарктида.
Развитие фонематического восприятия
— Какого звука не хватает? Узо..., абажу..., ти..., жи..., монте..., вее..., вете..., зефи..., мото..., акте... .
— Подскажи слог. Мо...(тор), свето...(фор), ко... (вер), кос...(тер), мухо...(мор), поми...(дор), за...(бор), то...(пор).
«Правильно — неправильно».
— Я буду называть слова правильно и неправильно, а ты хлопни в ладошки, если я скажу слово правильно. Тефир, зефир, ковар, повар, шахтер, чахтер, мамидор, помидор.
Анализ и синтез слогов
Обозначение слогов цветовыми символами.
— Сколько звуков в слоге ар?Какой первый звук в слоге ар?Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур?Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился?
Составление слогов из букв.
Конспект занятия 2
Автоматизация звука [л] в слогах (интервокальное положение)
Оргмомент
Развитие пространственного и слухового восприятия.
— Откуда показалась пожарная машина (космический корабль)?
Определить направление звука (сигнал пожарной машины или космического корабля).
Релаксационные упражнения. Изобразить инопланетянина-робота (напряжение), затем человека-инопланетянина (расслабление).