Поддержка одаренности детей в рамках работы РЦ МСДО г. Калуги
Мосичкина Анастасия Николаевна,
магистрант кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью, научный руководитель Е.Б. Козлова, к. психол.н., доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодёжью, ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»,
г. Калуга, Россия
Стратегия государственной образовательной политики по работе с талантливыми детьми определена приоритетным национальным проектом «Образование», президентской инициативой «Наша новая школа».
Приоритетность развития интеллектуально-творческого потенциала личности является также одним из принципов организации образования и в нашем регионе, сформулированным в региональной долгосрочной целевой программе «Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы» и муниципальной целевой программе «Одаренные дети Калуги» на 2011-2015 годы.
Основные образовательные структуры для развития одаренных детей в г. Калуге представлены системой дошкольных образовательных организаций, системой дополнительного образования, Ресурсным центром по работе с одаренными детьми.
Ресурсный центр (РЦ)создан на основании «Положения о ресурсном центре МОО, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования», утвержденного постановлением Городской Управы города Калуги, изданному приказу по образовательной организации с октября 2011 года в нашей дошкольной организации функционирует Ресурсный центр по работе с одаренными детьми (или с признаками одаренности).
Деятельность Ресурсного центра строится на принципах гуманизма, равноправия, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей.
Основной акцент в начале работы РЦ был проставлен на разработку критериев, показателей детской одаренности, организацию сетевого взаимодействия с ДОО города по формированию системы планирования, мониторинга и анализа работы с одаренными детьми, апробацию авторских программ по развитию детской одаренности и нами были определены задачи.
В целях координирования работы по выявлению одаренных детей в МСДО сотрудниками РЦ в настоящее время подобран комплекс диагностических методик и организовано обучение педагогов ДОО города проведению диагностического обследования детской одаренности. В образовательных организациях города выявлены дети с признаками интеллектуальной, психомоторной, художественной и музыкальной одаренностью. Хочется обратить внимание на снижение количества детей с признаками одаренности. Это связано с нашей точки зрения с ростом качества проведения диагностического исследования детской одаренности и профессиональной компетентностью педагогов.
С данной категорией детей работают педагоги-психологи, воспитатели, воспитатели ИЗО, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители.Они и являются, в первую очередь, участниками всех мероприятий, проводимых в РЦ.
Прокомментируем отдельные из них. Большой интерес вызвали мероприятия: психолого-педагогический практикум «Диагностика детской одаренности»; семинар «Особенности работы с одаренными детьми и их родителями»; мастер-класс «Особенности работы с детьми с художественной, интеллектуальной, музыкальной, психомоторной одаренностью». Каждое проведенное мероприятие имело практическую значимость, о чем свидетельствуют отзывы участников. К проведению данных мероприятий были привлечены сотрудники МБОУ ДПО «ИМЦ» г. Калуги, КГУ им. Циолковского, старший научный сотрудник института развития ДО РАО, автор более 20 научных работ – Д.Б. Богоявленская.
В план работы РЦ включены и проведены мероприятия, предполагающие создание ситуации успеха для детей с признаками одаренности.
Особенностью проведения «Зимних спартакиад среди воспитанников ДОО стало формирование и участие команды, составленной из детей ДОО города с признаками психомоторной одаренности.
Для детей с признаками художественной одаренности проведен арт-салон «Оранжевое солнце, оранжевая мама, оранжевое небо, оранжевый верблюд». Мероприятие включало проведение ребенком мастер-класса для воспитанников ОО по использованию различных техник художественного творчества.
Когда задумывалось мероприятие, несомненно, были опасения, что дети в силу возраста не справятся с такой формой как мастер-класс, так как он предполагает – «Я учу тому, что умею сам», а также предполагает сформированность у ребенка конструктивных способов взаимодействия с детьми, способность изменять стиль общения со сверстниками в зависимости от ситуации.
Проведенное мероприятие показало, что наши опасения были напрасными: дети получили обоюдное удовлетворение от практического взаимодействия друг с другом.
Сотрудниками РЦ был организован городской фестиваль детей с признаками художественной и интеллектуальной одаренности «Тот, кто самый, самый!». В основе проведения фестиваля была идея творческого саморазвития ребенка, обогащение его духовного мира, насыщение жизни яркими, необычными, интересными событиями. Проходил фестиваль по 4-м номинациям: рисунок, лего-конкурс, песня, выразительное чтение и закончился гала-концертом.
В этом году для детей с признаками интеллектуальной одаренности запланировано проведение мини-олимпиады «Умники и умницы».
С нашей точки зрения, мероприятия для детей с признаками одаренности и педагогов, работающих с ними, можно рассматривать как мониторинг качества работы и РЦ, и ОО города с одаренными детьми.
Анализ деятельности РЦ в течение 2 лет свидетельствует о том, что проведенные мероприятия позволили в каждой ДОО города:
- составить и реализовать индивидуальные образовательные программы психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности;
- организовать дополнительные образовательные услуги для детей в кружках, секциях с учетом выявленных способностей;
- оснастить МТБ ДОО необходимым материалом для работы с одаренными детьми;
- изучить научно-методический материал, ППО по данной проблеме;
- составить портфолио одаренных детей;
- проводить консультирование родителей;
- использовать в практической деятельности авторскую программу «Бусинки творчества». Программа дополнительного образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она предполагает включение одаренных детей в процесс создания творческого продукта - в технике коллажа.
На Дошкольном образовательном портале управления образования города Калуги на специальной странице «Работа с одаренными детьми» для родителей и педагогов мы регулярно помещаем информацию практической направленности.
Совместная деятельность РЦ и ДОО позволяет удовлетворить потребности ОО города в информационных, научно-методических, психолого-педагогических разработках, обобщении и распространении по работе с одаренными детьми.
Библиографический список
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей [ Текст] / Д. Б Богоявленская - М.: Академия, 2002.
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З Гильбух - М., 1991.
3. Мухина В.С. Детская психология [ Текст] / В.С. Мухина - М.: Апрель-пресс, 2000.
4. Одаренные дети. М., Прогресс, 1991.
5. Шадриков В. Д. Духовные способности [ Текст] / В. Д. Шадриков - М., 1996.
6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Текст] / В. С. Юркевич - М., 1996.