Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В течение последних лет федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления приняты и реализованы решения, которые позволили поддержать различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократить их численность в интернатных учреждениях.

На учёте в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 82,7 тыс. детей, что на 22,6 % меньше чем в конце 2013 года, из них 45,7 тыс.старше 14 лет, в том числе старше 17 лет – 8 тыс.В 2013 г. число детей, сведения о которых находились на учёте в указанномбанке данных, сократилось на 11 %. В конце 2012 года состояло на учёте 119 070 детей, в конце 2013 года – 107 086 детей.

Число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. В 2012 году было выявлено74 724 ребенка (меньше на 9% по сравнению с предыдущим годом),в 2013 году – 68 770 детей (меньше на 8% по сравнению с предыдущим годом). В2014 году было выявлено 61 621 ребенок, что меньше на 10,4 % по сравнению в2013 годом.

В 2012 году было передано на воспитание в семьи граждан 61 428 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2013 году – 62 973 ребенка (больше на 3 % по сравнению с предыдущим годом). В 2014 году было передано на воспитание в семьи граждан 64 010 детей, что на 1,6 % больше чем в 2013 году.

Под предварительную опеку в 2014 году было передано 19 870 детейв течение года. На конец года под предварительной опекой находилось 74 92 детей.

При этом на протяжении последних четырёх лет прослеживается тенденция увеличения численности детей, переданныхна воспитание в семьи граждан, по сравнению с численностью выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 и в 2012 году в семьи было устроено на 17,8% меньше детей, чем выявлено. В 2013 году разница составила 8%, а в 2014 году впервые за последние годы, число детей, устроенных за год в семьи на 3,8% превысило число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с достижением совершеннолетия, снято с учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году – 15,9 тыс. сведений о детях, в 2013 году – 14,8 тыс., в 2014 году – 13,9 тыс., за 5 месяцев 2015 года – 8,1 тыс.

Указанных результатов удалось достигнуть благодаря реализации комплекса мер, направленных насокращение численности вновь выявляемых детей-сирот, а также детей-сирот, находящихся под надзором в организациях, совершенствование порядка устройства детей-сирот на воспитание в семьи, защиты прав детей, находящихся на воспитании как биологическими, так и замещающими родителями, совершенствование деятельности органов опеки и попечительства.

В целях привлечения большего числа граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью из числа молодых семей, в субъектах Российской Федерации активно развиваются современные формы распространения информации о детях, такие как показ на телевидении (на региональных и федеральных телеканалах) и социально-ориентированных Интернет сайтах видеосюжетов (видеопаспортов, фильмов, видеороликов, видеоанкет) о детях, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на 31 декабря 2014 года согласно федеральному статистическому наблюдению по форме №103-рик «Сведениям о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее – дети-сироты и лица из их числа), в возрасте от 14 до 23 лет и старше 23 лет, состоящих на учёте вкачестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, составляет 216 311 человек (на 31 декабря 2013 года – 198 687 человек). Из нихв возрасте от 18 до 23 лет и старше – 127 831 человека (на 31 декабря 2013 года – 115 489 человек).

Численность детей-сирот и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями в 2014 году, составляет 28 288 человек (в 2013 году – 23 700 человек), из нихпо договору социального найма, – 3 711 человек, договору найма специализированного жилого помещения в том числе по решению суда, – 24 577 человек.

Наибольшая численность детей-сирот и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями в 2014 годув 28 регионах (на 10 регионов больше, чем в 2013 году). По сравнению с 2013 годом, количество субъектов Российской Федерации, не исполнивших предусмотренные соглашениями обязательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в 2014 году, сократилось с 23 до 10 регионов.

По данным Минфина России на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа субъектами Российской Федерации в 2014 году израсходовано бюджетных ассигнований в объеме 32 131,7 млн рублей, из них:

за счёт субсидий из федерального бюджета – 6 039,0 млн рублей (средний уровень софинансирования за счёт субсидии составил 18,8%: по регионам от 2,2 до 60,2%);

за счёт собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 26 092,7 млн рублей (рост относительно 2013 года – 106,7%).

Кроме того, в 62 субъектах Российской Федерации 2 648 детям-сиротам лицам из их числабыло предоставлено временное жилое помещение. В 22 субъектах Российской Федерации 2 524 лицам указанной категории предоставлена социальная поддержка по оплате аренды жилых помещений и 8 075молодых людей получили социальную поддержку в виде ремонта жилых помещений, также оплате задолженностей по коммунальным услугам и другие.

Результаты мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий по социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей показали, что число выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейза2014 год составляет 21 300 человек.

По состоянию на 31 декабря 2014 года на территории Российской Федерации 1 682 организации осуществляли деятельность по сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 2014 года указанными организациями были оказаны услуги 15 650 выпускникам.

Кроме того, на сопровождении с целью осуществления контроля за использованием жилого помещения, а также оказания содействия в социальной адаптации находилось 16 207 детей-сирот и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещенияв 2013 – 2014 годах.

Выводыи рекомендации

Государственная молодёжная политика отражает позиции государства в отношении молодёжи, определяетпараметры и механизмы взаимодействия с ней, ожидания по отношению к молодёжи иготовность ей содействовать.

Отправной точкой ГМП является реализация комплексного подхода в решении социальных проблем молодёжи на основе культурно-исторических традиций,в контексте перспективных целей и задач развития общества.

Поэтому процесс регулирования общественных взаимодействий в рамках ГМП должен строиться с учётом глубинных общественных изменений и новых вызовов современности, в соответствии с особенностями ментальности народа России, что придаст ему органичный характер и в значительной мере повысит эффективность.В этой связи можно сформулировать ряд предложений:

В области развития российской молодёжной политикив русле мировых тенденций:

в соответствии с ОГМП-2025 завершить разработку поэтапного плана (дорожной карты) по реализации молодёжной политики с показателями, определяющими направления деятельности в рамках молодёжной политики до 2025 года, и согласно выделенных приоритетов на каждом этапе реализации плана;

провести анализ действующих федеральных программ и их пересмотр с учетомнациональных приоритетов в области молодёжной политики;

совершенствовать систему межведомственного и межсекторного взаимодействия по вопросаммолодёжи и молодёжной политики;

В сфере развития нормативно-правовой базы молодёжной политики:

разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект государственной программы по работе с молодёжью, определяющей основные векторы развития молодёжной политики в среднесрочной перспективе с учётом межведомственной координации иантикоррупционных механизмов;

внести в Правительство Российской Федерации проект государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016‑2020 годы с перечнем количественных и качественных показателей эффективности;

разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект федеральной целевой программы «Молодёжь России» на среднесрочную перспективу;

провести мониторинг правоприменительной практики в области молодёжной политики и работы с детьми и молодёжью;

усовершенствовать региональное законодательство в сфере молодёжной политики и привести его в соответствие с федеральным законодательством.

По совершенствованию системы учреждений органов по делам молодёжи:

утвердить на федеральном уровне Концепцию развития системы учреждений органов по делам молодёжи;

разработать и утвердить Комплекс мер повышения эффективности и качества услуг, предоставляемых учреждениями органов по делам молодёжи субъектов Российской Федерации.

В областисоциально-демографической политики:

создание условий для реализации молодёжью традиционных установок на семью, брак, родительство, укрепление авторитета семьи и семейных ценностей в обществе, преодоление разрыва между стремлением молодёжи к созданию семьи и реальными возможностями её реализации в условиях социально-экономической и финансовой нестабильности;

совершенствование социальной защиты молодой семьи, оказание ейвсемерной поддержки со стороны государства;

поддержка молодёжи, имеющей установки на формирование многодетных семей;

обеспечение социальных гарантий молодым матерям, недопущение их дискриминации на рынке труда;

обеспечение доступа молодёжи к системе качественного здравоохранения, развитие практики диспансеризации подростков и молодёжи;

формирование культуры безопасности среди молодёжи, пропаганда здорового образа жизни среди молодёжи, информирование о способах и формах здоровьесберегающего поведения.

Демографическая политика должна быть тесно скоординирована с другими направлениями государственной социальной политики, в том числе с молодёжной политикой.

Поскольку прогнозные оценки развития таких социальных систем как образование и здравоохранение, а также развитие человеческого капиталаопираются на демографические показатели, необходима не только межведомственная координация, но и уточнение возрастных когорт статистики для целей развития молодёжной политики в Российской Федерации и оценки её эффективности.

В области трудоустройства молодёжи:

совершенствование программпо профориентации и построению профессиональных траекторий молодёжи, а также обеспечивающих её трудовую занятость;

разработка комплекса мер, обеспечивающих возможность прохождения стажировок и практик для обучающейся молодёжи и безработной молодёжи;

анализопыта внедрения института наставничества на предприятиях и организациях, предоставить предложения по развитию данного института.

Наши рекомендации