Актуальность и необходимость изучения курса
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Таразский государственный педагогический институт
УТВЕРЖДАЮ
_________________
«__»_________ 2014 г.
Рабочая учебная программа студента
(SILLABUS)
По дисциплине «Основы акмеологии»
Кафедра: Психологии и акмеологии
Код дисциплины: ORFK 344
для специальности: 5В010300 «Педагогика и психология»
2014-2015 учебный год:
Количество кредитов: 2
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 4
Всего часов: 90
из них:
Лекции: 15
Практические занятия: 15
СРС: 30
СРСП: 30
Экзамен: 4 семестр
Тараз 2014
Программу курса подготовила Стыбаева А.Ш., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и акмеологии» на основании учебной программы по основам акмеологии и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.
Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании кафедры «Психологии и акмеологии»
Протокол №1 от « »____________ 2014 года.
Одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета
Протокол №1 от « » ____________ 2014 года.
Председатель комитета:
Согласовано:
Заведующий кафедрой Сматова К.Б.
к.п.н.
Актуальность и необходимость изучения курса
Акмеология— новая наука, уверенно заявившая о себе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. С тех пор началось ее стремительное становление. Развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.
Акмеология развивается в полном соответствии с логикой развития научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии. В них акмеологическое знание было доказательно представлено как актуальное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то, что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятельности. Поэтому позиция личностного роста и повышения профессионализма будущих педагогов-психологов на основе акмеологического знания является своевременным и актуальным.
В связи с этим, изучение студентами специальности 5В010300 - «Педагогика и психология» дисциплины «Основы акмеологии» является актуальным и необходимым.
2. Цели и задачи курса:
Развивать профессиональные качества будущего специалиста, используя достижения акмеологии, стимулировать его саморазвитие; выявить круг обязанностей студентов, определящих их профессиональный рост и образование; научить принимать перспективные решения, диагностировать, систематизировать и анализировать полученные знания; научить проектировать способы решения задач, направленных на профессиональное самосовершенствование и саморазвитие.
3. Знания и умения:
Студент должен быть знаком:методологическими и теоретическими основами акмеологии, с источниками формирования научного акмеологического знания; с законами, закономерностями, методами и технологиями акмеологии. Студент должен знать: средства и способы получения психологической информации, ее своевременного и грамотного применения.
Студент должен уметь: свободно пользоваться учебной, справочной и научной литературой; применять полученные объективные данные при решении проблем, возникающих в ходе собственного развития, жизнедеятельности людей; планировать саморазвитие и профессиональную работу, повышение своего личностного роста.
Способностисамореализовывать творческий потенциал личности в процессе деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам), владение навыками самообразования, самоорганизации и самоконтроля, рефлексии и саморефлексии, компетентность в профессиональной области.
4. Пререквизиты и постреквизиты:
Пререквизиты: Для изучения курса «Основы акмеологии» необходимо познакомиться с дисциплинами Общая психология, Введение в психолого-педагогическую деятельность.
Постреквизиты:знания полученные в ходе изучения дисциплины послужат основой для дополнения представлений по курсу «Профессиональная компетентность психолога новой формации», «Акмеологический подход в формировании профессионализма», «Прикладные аспекты акмеологических исследований».
Описание курса
Курс состоит из 15 часов лекций, которые затрагивают основные вопросы акмеологии. В курс также входят 15 часов практических занятий, которые будут проводиться в различных активных формах – дискуссии, игры, тренинги, коллоквиумы, эвристические беседы и т.д., а также СРС – в аудитории /СРСП/, вне аудитории - /СРС/.
СПСП будет осуществляться в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения диагностических, обследовательских, рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования студена.
СРС – это работа студента в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и практическим занятиям, а также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.
Студенту необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций, семинарских занятий и получения домашних заданий. В этой тетради будут записываться пояснения преподавателя, вестись конспекты подготовительных материалов к занятиям и фиксироваться необходимая для подготовки студента литература.
Кроме того, студенту необходима обычная 12-листовая тетрадь для индивидуальных занятий, ведения глоссария, ручки с разными чернилами.
Содержание курса
Календарно-тематический план лекции
№ | Дата | Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекций. | Количество часов | Методы активизации познавательной деятельности | Знания и умения, формируемые у студента |
1-2 недели | Лекция 1.1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания Теоретические и эмпирические знания Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии Признаки прикладного характера акмеологических исследований. Критерии выделения прикладных областей акмеологии | Словесный, диспут | Цели и задачи акмеологии | ||
3-4 недели | Лекция 1.2. Прикладные направления акмеологии, претендующие на относительно самостоятельный статус: 1) педагогическая акмеология; 2) военная акмеология; 3) социальная акмеология; 4) юридическая акмеология; 5) акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях и др. | Поисковый | Умение анализировать полученный материал, выделять ключевые моменты. | ||
5-6 недели | Лекция 1.3. Развитие прикладных аспектов акмеологии в России. Исследования Н.В. Кузьминой, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина и др. | Индуктивный /от частного к общему/ | Основные акмеологические исследования | ||
7-8 недели | Лекция 1.4. Развитие прикладных аспектов акмеологии за рубежом. Развитие прикладных аспектов акмеологии в Европе и Америке. | Дедуктивный /от общего к частному/ | Основные акмеологические исследования | ||
9-10 неделя | Лекция 1.5. Акмеологическая концепция развития профессионала Научные предпосылки разработки концепции Содержание акмеологической концепции | Практический, дидактический материал | Умение проводить анализ и интерпретировать данные | ||
11-12 недели | Лекция 1.6. Акмеологический подход в решении практических задач Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности Практика разработки акмеограмм | Поисковый, диспут. | Умение анализировать полученный материал, выделять ключевые моменты. | ||
13-15 неделя | Лекция 1.7. Профессионализм как цель стратегического кадрового менеджмента Профессионализм в психолого-педагогической деятельности. Профессионализм в предпринимательстве. Профессионализм в медицинской практике. Профессионализм в военном деле. | Словесный, диспут | Умение вести вопросно-ответную беседу. |
Календарно-тематический план практических занятий
№ | Дата | Номер, название модуля и темы занятия. | Количество часов. | Формы проведения занятий. | Формы контроля | Знания и умения формируемые у студента |
1-2 недели | Практическое занятие 1.1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания Беседа по вопросам лекции: Теоретические и эмпирические знания Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии Признаки прикладного характера акмеологических исследований. Критерии выделения прикладных областей акмеологии | Сравнительный анализ | Тестирование | Знание основ общей психологии | ||
3-4 недели | Практическое занятие 1.2. Прикладные направления акмеологии, претендующие на относительно самостоятельный статус Сделать сравнительный анализ различных направлений акмеологии. Доказать значимость акмеологического знания для подготовки педагогов-психологов. | Устный опрос, работа в команде. | Составление таблицы | Значение и место акмеологического подхода на совре менном этапе. | ||
5-6 недели | Практическое занятие 1.3. Развитие прикладных аспектов акмеологии в России. Подготовить реферативные выступления по исследованиям российских ученых акмеологов. | Выполнение практических заданий, дискуссия. | Устный опрос | Общее понятие о методе психол. консультирования. | ||
7-8 недели | Практическое занятие 1.4. Развитие прикладных аспектов акмеологии за рубежом. Подготовить доклады и тезисы по научным прикладным исследованиям зарубежных акмеологов. | Беседа, анализ полученной информации. | Письменный опрос | Знание основных шагов интервью. | ||
9 неделя | Практическое занятие 1.5. Акмеологическая концепция развития профессионала Подготовить научные доклады и тезисы на темы: Научные предпосылки разработки концепции Содержание акмеологической | Критический анализ | Блиц-опрос | Навыки и умения по проведению консультирования. | ||
10-12 недели | Практическое занятие 1.6. Акмеологический подход в решении практических задач Разработать программу по развитию профессиональной компетентности и ее специальных видов Разработать программу по развитию профессионализма личности управленческих кадров. Разработать акмеограмму студента. | Диспут. | Письменный и устный опрос | Навыки и умения по проведению консультирования. | ||
13-15 недели | Практическое занятие 1.7. Профессионализм как цель стратегического кадрового менеджмента Разработать авторскую модель подготовки профессионального педагога-психолога | Контрольная работа. | Представление результатов | Навыки разработки рекомендаций клиентам. |