Актуальность и необходимость изучения курса

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Таразский государственный педагогический институт

УТВЕРЖДАЮ

_________________

«__»_________ 2014 г.

Рабочая учебная программа студента

(SILLABUS)

По дисциплине «Основы акмеологии»

Кафедра: Психологии и акмеологии

Код дисциплины: ORFK 344

для специальности: 5В010300 «Педагогика и психология»

2014-2015 учебный год:

Количество кредитов: 2

Форма обучения: очная

Курс: 2

Семестр: 4

Всего часов: 90

из них:

Лекции: 15

Практические занятия: 15

СРС: 30

СРСП: 30

Экзамен: 4 семестр

Тараз 2014

Программу курса подготовила Стыбаева А.Ш., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и акмеологии» на основании учебной программы по основам акмеологии и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.

Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании кафедры «Психологии и акмеологии»

Протокол №1 от « »____________ 2014 года.

Одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета

Протокол №1 от « » ____________ 2014 года.

Председатель комитета:

Согласовано:

Заведующий кафедрой Сматова К.Б.

к.п.н.

Актуальность и необходимость изучения курса

Акмеология— новая наука, уверенно заявившая о себе в конце вось­мидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. С тех пор началось ее стремительное становление. Развитие акмеологии обуслов­лено не только тем, что акмеологические идеи ­ сплотили немало та­лантливых ученых и организаторов науки, необычайно привле­кательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Акмеология развивается в полном соответствии с логикой разви­тия научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии. В них акмеологическое знание было доказательно представлено как акту­альное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то, что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производ­ственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятель­ности. Поэтому позиция личностного роста и повышения профессионализма будущих педагогов-психологов на основе акмеологического знания является своевременным и актуальным.

В связи с этим, изучение студентами специальности 5В010300 - «Педагогика и психология» дисциплины «Основы акмеологии» является актуальным и необходимым.

2. Цели и задачи курса:

Развивать профессиональные качества будущего специалиста, используя достижения акмеологии, стимулировать его саморазвитие; выявить круг обязанностей студентов, определящих их профессиональный рост и образование; научить принимать перспективные решения, диагностировать, систематизировать и анализировать полученные знания; научить проектировать способы решения задач, направленных на профессиональное самосовершенствование и саморазвитие.

3. Знания и умения:

Студент должен быть знаком:методологическими и теоретическими основами акмеологии, с источниками формирования научного акмеологического знания; с законами, закономерностями, методами и технологиями акмеологии. Студент должен знать: средства и способы получения психологической информации, ее своевременного и грамотного применения.

Студент должен уметь: свободно пользоваться учебной, справочной и научной литературой; применять полученные объективные данные при решении проблем, возникающих в ходе собственного развития, жизнедеятельности людей; планировать саморазвитие и профессиональную работу, повышение своего личностного роста.

Способностисамореализовывать творческий потенциал личности в процессе деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам), владение навыками самообразования, самоорганизации и самоконтроля, рефлексии и саморефлексии, компетентность в профессиональной области.

4. Пререквизиты и постреквизиты:

Пререквизиты: Для изучения курса «Основы акмеологии» необходимо познакомиться с дисциплинами Общая психология, Введение в психолого-педагогическую деятельность.

Постреквизиты:знания полученные в ходе изучения дисциплины послужат основой для дополнения представлений по курсу «Профессиональная компетентность психолога новой формации», «Акмеологический подход в формировании профессионализма», «Прикладные аспекты акмеологических исследований».

Описание курса

Курс состоит из 15 часов лекций, которые затрагивают основные вопросы акмеологии. В курс также входят 15 часов практических занятий, которые будут проводиться в различных активных формах – дискуссии, игры, тренинги, коллоквиумы, эвристические беседы и т.д., а также СРС – в аудитории /СРСП/, вне аудитории - /СРС/.

СПСП будет осуществляться в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения диагностических, обследовательских, рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования студена.

СРС – это работа студента в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и практическим занятиям, а также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.

Студенту необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций, семинарских занятий и получения домашних заданий. В этой тетради будут записываться пояснения преподавателя, вестись конспекты подготовительных материалов к занятиям и фиксироваться необходимая для подготовки студента литература.

Кроме того, студенту необходима обычная 12-листовая тетрадь для индивидуальных занятий, ведения глоссария, ручки с разными чернилами.

Содержание курса

Календарно-тематический план лекции

Дата Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекций. Количество часов Методы активизации познавательной деятельности Знания и умения, формируемые у студента
1-2 недели Лекция 1.1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания Теоретические и эмпирические знания Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии Признаки прикладного характера акмеологических исследований. Критерии выделения прикладных областей акмеологии Словесный, диспут Цели и задачи акмеологии
3-4 недели Лекция 1.2. Прикладные направления акмеологии, претендующие на относительно самостоятельный статус: 1) педагогическая акмеология; 2) военная акмеология; 3) социальная акмеология; 4) юридическая акмеология; 5) акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях и др. Поисковый Умение анализировать полученный материал, выделять ключевые моменты.
5-6 недели Лекция 1.3. Развитие прикладных аспектов акмеологии в России. Исследования Н.В. Кузьминой, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина и др. Индуктивный /от частного к общему/ Основные акмеологические исследования
7-8 недели Лекция 1.4. Развитие прикладных аспектов акмеологии за рубежом. Развитие прикладных аспектов акмеологии в Европе и Америке. Дедуктивный /от общего к частному/ Основные акмеологические исследования
9-10 неделя Лекция 1.5. Акмеологическая концепция развития профессионала Научные предпосылки разработки концепции Содержание акмеологической концепции Практический, дидактический материал Умение проводить анализ и интерпретировать данные
11-12 недели Лекция 1.6. Акмеологический подход в решении практических задач Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности Практика разработки акмеограмм Поисковый, диспут. Умение анализировать полученный материал, выделять ключевые моменты.
13-15 неделя Лекция 1.7. Профессионализм как цель стратегического кадрового менеджмента Профессионализм в психолого-педагогической деятельности. Профессионализм в предпринимательстве. Профессионализм в медицинской практике. Профессионализм в военном деле. Словесный, диспут Умение вести вопросно-ответную беседу.

Календарно-тематический план практических занятий

Дата Номер, название модуля и темы занятия. Количество часов. Формы проведения занятий. Формы контроля Знания и умения формируемые у студента
1-2 недели Практическое занятие 1.1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания Беседа по вопросам лекции: Теоретические и эмпирические знания Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии Признаки прикладного характера акмеологических исследований. Критерии выделения прикладных областей акмеологии Сравнительный анализ Тестирование   Знание основ общей психологии
3-4 недели Практическое занятие 1.2. Прикладные направления акмеологии, претендующие на относительно самостоятельный статус Сделать сравнительный анализ различных направлений акмеологии. Доказать значимость акмеологического знания для подготовки педагогов-психологов. Устный опрос, работа в команде. Составление таблицы Значение и место акмеологического подхода на совре менном этапе.
5-6 недели Практическое занятие 1.3. Развитие прикладных аспектов акмеологии в России. Подготовить реферативные выступления по исследованиям российских ученых акмеологов. Выполнение практических заданий, дискуссия. Устный опрос Общее понятие о методе психол. консультирования.
7-8 недели Практическое занятие 1.4. Развитие прикладных аспектов акмеологии за рубежом. Подготовить доклады и тезисы по научным прикладным исследованиям зарубежных акмеологов. Беседа, анализ полученной информации. Письменный опрос Знание основных шагов интервью.
9 неделя Практическое занятие 1.5. Акмеологическая концепция развития профессионала Подготовить научные доклады и тезисы на темы: Научные предпосылки разработки концепции Содержание акмеологической Критический анализ Блиц-опрос Навыки и умения по проведению консультирования.
10-12 недели Практическое занятие 1.6. Акмеологический подход в решении практических задач Разработать программу по развитию профессиональной компетентности и ее специальных видов Разработать программу по развитию профессионализма личности управленческих кадров. Разработать акмеограмму студента. Диспут. Письменный и устный опрос Навыки и умения по проведению консультирования.
13-15 недели Практическое занятие 1.7. Профессионализм как цель стратегического кадрового менеджмента Разработать авторскую модель подготовки профессионального педагога-психолога Контрольная работа. Представление результатов Навыки разработки рекомендаций клиентам.

Наши рекомендации