Оценка физической работоспособности учащихся
Из числа студентов выбираются испытуемые разной спортивной специализации и тренированности. Сформированные группы студентов контролируют выполнение теста и работают с секундомерами.
Тест выполняется из положения упора присев. По команде испытуемый встает и выполняет хлопок над головой. Затем возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется в максимальном темпе в течение 30 с. Фиксируется количество приседаний (КП). Необходимо следить, чтобы учащиеся полностью выпрямляли туловище, ноги в коленях и не делали подскоков. По окончании экспресс-теста подсчитывается ЧСС за 1 минуту. Данные фиксируют в таблице 36.
Уровень физической работоспособности по показателю комплексной оценки (КО) определяется отношением ЧСС к количеству приседаний:
КО = ЧССуд/мин / КП, где
КО – комплексная оценка уровня физической работоспособности;
ЧСС – частота сердечных сокращений за 1 минуту;
КП – количество приседаний.
Для характеристики уровня физической работоспособности по показателю комплексной оценки (КО) пользуются таблицей 29
Таблица 29 – Нормативы оценок показателя экспресс – теста
Уровень физической работоспособности | Комплексная оценка | |
Мальчики | Девочки | |
Высокий | Ниже 5,2 | Ниже 5,4 |
Средний | От 5,2 до 6,0 | От 5,4 до 6,2 |
Низкий | Выше 6,0 | Выше 6,2 |
Из таблицы видно, что чем ниже значение КО, тем выше физическая работоспособность.
Таблица 30 – Показатели комплексной оценки физической работоспособности
№ п/п | Ф.И.О. | КП | ЧСС | КО | Уровень физической работоспособности |
Полученные данные заносятся в протокол занятия, и на основе анализа результатов исследования оформляется вывод. В выводе отразить уровень физической работоспособности каждого испытуемого.
Лабораторное занятие
Величина максимального потребления кислорода (МПК) зависит главным образом от развития систем дыхания и кровообращения, поэтому Всемирной организацией здравоохранения МПК признано наиболее объективным и информативным показателем функционального состояния кардиореспираторной системы.
Поскольку кислород – основной источник энергии при мышечной работе, то по величине МПК судят о физической работоспособности человека. Величина МПК изменяется с возрастом и неодинакова у лиц разного пола. Наиболее объективным показателем работоспособности человека является величина относительного МПК (мл/мин/кг). Для ее определения делят величину МПК, полученную в эксперименте, на массу тела испытуемого.
Максимальные аэробные возможности организма школьников увеличиваются с возрастом и достигают наибольших величин к 15-18 годам. Относительные величины МПК (мл/мин/кг) у детей очень высоки, близки к показателям нетренированных взрослых лиц (таблица 31).
Таблица 31 –Возрастная динамика относительных величин максимального потребления кислорода (по А.А. Гуминскому, 1986)
Возраст, лет | МПК мальчиков, мл×мин/кг | МПК девочек, мл×мин/кг |
9-10 | 46,8-44,2 | 34,8-38,0 |
11-12 | 44,6-43,2 | 37,8-38.3 |
13-14 | 45,4-46,5 | 37,5-34,8 |
15-18 | 46,3-45,3 | 34,2-33,1 |
В настоящее время в связи с гиподинамией наблюдается снижение показателей МПК, что свидетельствует об ухудшении состояния кардиореспираторной системы. Международная биологическая программа рекомендует систематически изучать этот показатель у людей разного возраста, пола и профессии. В научном эксперименте МПК определяют у испытуемого, выполняющего предельную работу на велоэргометре. Такое определение МПК представляет значительные трудности: оно требует специальной аппаратуры, большого навыка эксперимента и главное – предельного мышечного напряжения.
В последние годы разработаны методы косвенного расчета МПК по величине мощности работы и частоте сердечных сокращений. Эти два показателя определяют при физической нагрузке, получившей название «степ-тест» (восхождение на ступеньку высотой 40 см и спуск с нее). Эта физическая работа осуществляется строго по правилам. Восхождение и спуск осуществляется на 4 счета: 1 – левая нога на ступеньке; 2 – приставить правую ногу и стать на ступеньку; 3 – левая нога на полу; 4 – приставить правую (исходная стойка). Эти движения составляют один цикл. Во время работы следует не менее двух раз поменять опорную ногу.
Каждый испытуемый выполняет движения с разной скоростью, что связано с его физическим развитием и состоянием кардиореспираторной системы, поэтому количество циклов, выполняющихся в минуту, значительно колеблется (от 18 до 30). Для достижения устойчивого состояния частоты сердечных сокращений (ЧСС) в ответ на мышечную нагрузку рекомендуется выполнять работу в течение 5 мин. Наиболее точные объективные результаты определения мощности работы находятся в пределах 135-155 уд/мин.
На 5-й мин работы подсчитывают точно количество циклов в минуту и сразу по окончании работы (после последнего спуска со ступеньки) пальпаторно или с помощью фонендоскопа определяют ЧСС в течение первых 10 с восстановительного периода.
Зная массу тела испытуемого, высоту ступеньки и количество циклов в минуту, рассчитывают мощность работы по формуле:
W = P × Н × 1,5 × п,
где W – мощность работы; Р – масса тела испытуемого; Н – высота ступеньки; п – количество циклов; 1,5 – коэффициент подъема и спуска (1 – оценивает работу на подъем, 0,5 – на спуск, таблица 32),
Таблица 32 –Коэффициент подъема и спуска для детей
Мальчики | Девочки |
8-12 лет = Р × Н × n × 1,2 | 8-12 лет = Р × Н × n × 1,2 |
13-14 лет = Р × Н × n × 1,3 | 13-16 лет = Р ×Н × n ×1,3 |
15-16 лет = Р ×Н × n × 1,4 |
Если, например, масса тела испытуемого 20-летнего возраста 70 кг, высота ступеньки 0,4 м (40 см) и он совершил 20 восхождений и спусков (циклов) в минуту, то мощность выполняемой им работы окажется равной:
70 кг × 0,4 м × 20 восхождений × 1,5 = 840 кгм/мин.
Пульс, подсчитанный в течение 10 с восстановления, был равен 24 уд/мин, следовательно, ЧСС = 24 × 6 = 144уд./мин.
Определить величину МПК у детей школьного возраста наиболее удобно и достаточно точно можно методом фон Добельна (1967), который учитывает мощность работы в степ-тесте (кгм/мин), пульс в устойчивом состоянии на 5-й мин работы и возраст испытуемого.
где W – мощность работы (кгм/кг); Н – пульс на 5-й мин (уд/мин); е – основание натурального логарифма; Т – возраст испытуемого.
Высота ступеньки в зависимости от возраста ребенка должна быть меньше, чем у взрослого. Для ускорения расчетов приводим значения члена уравнения е – 0,00884 × Т для соответствующего возраста (коэффициент К – таблица 33, поправку в формулу при тестировании детей – таблица 34).
Таблица 33 – Возрастной коэффициент
Возраст (лет) | II | – | ||||||||
К | 0,941 | 0,932 | 0,924 | 0,914 | 0,909 | 0,900 | 0,891 | 0,883 | 0,818 | – |
Возраст (лет) | ||||||||||
К | 0,868 | 0,860 | 0,853 | 0,846 | 0,839 | 0,831 | 0.823 | 0,817 | 0,809 | 0,799 |
Таблица 34 – Поправка в формулу Фон Добельна при тестировании детей школьного возраста
Мальчики | Девочки | ||||
7-8 лет + 0,5 | × К | 7-9 лет + 0,89 | × К | ||
Н – 30 | Н – 30 | ||||
9-10 лет + 1,11 | × К | 10-11 лет + 0,95 | × К | ||
Н – 30 | Н – 30 | ||||
11 лет + 1,15 | × К | 12-13 лет + 0,98 | × К | ||
Н – 40 | Н – 40 | ||||
12-13 лет + 1,20 | × К | 14-15 лет + 1,09 | × К | ||
Н – 50 | Н – 60 | ||||
16 лет + 1,29 | × К | 16 лет + 1,10 | × К | ||
Н – 60 | Н – 430 |
МПК в примере будет равно:
Цель работы: 1) познакомиться с методикой косвенного расчета максимального потребления кислорода; 2) определить максимальное потребление кислорода у юношей старших классов.
Материалы и оборудование: Для проведения работы необходимы: ступенька высотой 40 см, секундомеры, тонометры, фонендоскоп, метроном.
Ход работы