Педагогическая деятельность и педагогический процесс как предмет педагогической науки

Сложность предмета педагогической науки состоит в его дву­единстве. Изначальным и главным предметом исследования любой науки является объективная реальность, объективно-закономерные процессы в природе, в обществе, мышлении. Вырастая из нужд и потребностей общественной жизни, она обращается к практике, к внедрению результатов своих исследований, изменению действитель­ности, что также требует творчества, является сложным научным поиском. В результате в каждой науке параллельно развиваются два направления, два относительно самостоятельных предмета изу­чения: объективная действительность, законы ее развития и условия, особенности, правила использования познанных истин в обществен­ной практике. Поэтому в каждой науке ведутся исследования как фундаментальных, теоретических, экспериментально-теоретических проблем, так и прикладных, по использованию законов фундамен­тальных открытий в общественной практике.

Например, биологическая наука изучает закономерности возник­новения и развития физических жизненных процессов. Ее интересует сущность живой клетки, возможность искусственного синтеза, за­коны изменчивости живых организмов. Однако, в связи с потреб' ностями общественной практики, рядом с фундаментальными нау­ками возникли прикладные: агротехнические, зоотехнические, ме­дицинские науки, изучающий практические условия существования, развития растительных и живых организмов, их нормального функ­ционирования.

Общественные науки изучают фундаментальные общественные процессы, объективные законы развития общественных отношений. Вместе с тем, в связи с потребностями общественной жизни воз­никли системы научного знания об использовании на практике всего многообразия теоретических знаний: экономических законов — конкретная экономика, о научном руководстве обществом — политология, о нравственно-политическом состоянии духа и культурном развитии различных общественных групп — конкретно-социологи­ческие исследования, о приспособлении, адаптации человека к ус­ловиям современного производства и существования — инженерная и социальная психология и т. п.

Педагогическая наука также не игнорирует двуединства своего предмета, осуществляет исследования как фундаментальных, так

и прикладных проблем.. С одной стороны, она изучает объектив­но-закономерное общественное явление воспитания. В этой обла­сти создаются фундаментальные методологические, теоретические и теоретико-экспериментальные исследования, раскрывающие воз­можности воспитания подрастающего поколения в конкретно-ис­торических общественных условиях. С другой стороны, педагогика практически решает проблемы организации образования, воспита­ния и обучения. Потребности жизни и общественной практики требуют прикладных исследований и обоснованных рекомендаций по научной организации деятельности воспитателей, педагогиче­ского процесса, системы народного образования, по руководству процессом обучения и формирования черт характера детей. В со­ответствии с этим возникают прикладные педагогические науки по организации жизни школы, системы народного образования: шко­ловедение; научная организация труда педагога и учащегося; пе­дагогика профтехобразования, профессиональной подготовки учи­теля, методики обучения, воспитания, семейного воспитания, де­фектологические дисциплины. В педагогике необходимо органиче­ское единство между фундаментальной и прикладной частями предмета, между изучением объективных законов воспитания, обу­чения и субъективной педагогической деятельности, организации педагогического процесса. Увлечение лишь теоретическими, фун­даментальными проблемами ведет к тому, что общественная пе­дагогическая практика пускается на самотек и отстает от требо­ваний общественной жизни. Сосредоточение же всего внимания только на изучении узкометодических вопросов создает опасность слепоты в перспективах развития и разрешения возникающих про­тиворечий. Педагогическая деятельность, лишенная научно-теоре­тического фундамента, утрачивает общественные ориентиры, за­мыкается в самой себе, оказывается в плену иллюзий и прожек­терства.

Предметом научного исследования в области педагогической деятельности и педагогического процесса являются следующие об­щие проблемы.

1. Степень соответствия педагогической деятельности и орга­низации педагогического процесса требованиям законов воспита­ния как общественного явления. Особое значение имеет свое­временное установление соответствия содержания, форм и методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил, запросам практики общественных отношений.

2. Педагогическая деятельность и организуемый ею педагоги­ческий процесс есть сложные общественные явления, основываю­щиеся не только на законах воспитания. Они широко опираются на закономерности и данные смежных наук: физиологии, психоло­гии, философии, что делает педагогические процессы и ситуации специфическими, требующими специального изучения комплексны­ми методиками. Например, осуществление педагогом индивидуаль­ного подхода, организация коллективных и групповых отношений, диагностирование состояния знаний детей, их интересов и стрем-

лений, учет педагогом конкретных психолого-педагогических усло­вий взаимодействия — все это требует опоры на пограничные науки.

3. Эффективность педагогической деятельности и педагогиче­ского процесса всегда обусловлена состоянием отношений педаго­гов и воспитанников. Это требует от педагогики постоянного изу­чения и коррекции развивающегося взаимодействия. В случае на­рушений контактов, коммуникабельности она призвана выдать рекомендации по стабилизации отношений, введению их в нормаль­ное русло.

4. Педагогика изучает субъективно-объективные условия вос­питательного эффективного протекания педагогического процесса и педагогических ситуаций в нем. Она дает исходные рекоменда­ции эффективного использования всех форм организации детской жизни, активного применения педагогических методов организа­ции разнообразных видов деятельности.

5. Педагогическая наука занимается диагностикой. Она изуча­ет результаты педагогических воздействий, всего процесса. Ее за­дача в получении, обработке и передаче педагогам обратной ин­формации в целях корректирования ими своей педагогической де­ятельности.

6. С учетом конкретных общественных условий и задач воспи­тания педагогическая наука разрабатывает новые системы орга­низации учебно-воспитательной работы с детьми, организует ши­рокомасштабные педагогические эксперименты.

7. Предметом педагогической науки в прикладной ее сфере является также изучение передового педагогического опыта, усло­вий его распространения и эффективного внедрения.Передовой педагогический опыт как ведущее начало общественной педагоги­ческой деятельности есть творческое, активное освоение и реали­зация учителем в практике работы — законов и принципов педа­гогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Подлинно передовой и нова­торский опыт возможен только на основе данных педагогической и психологической наук» Передовой педагогический опыт возника­ет, функционирует и как целостная система педагогической дея­тельности в учебно-воспитательном учреждении, и как ее отдель­ная сторона, отдельный метод, совокупность воспитательного вза­имодействия.

Передовой педагогический опыт как целостная система пред­полагает в качестве главного критерия своей истинности, эффек­тивности — воспитанность коллектива и детской личности, ощути­мое достижение педагогических целей.

Наиболее типичной ошибкой при изучении передового педаго­гического опыта является оценка его лишь с позиций какого-то одного показателя. Например, в качестве общего критерия оценки системы работы школы принимается только состояние успеваемо­сти. Между тем и при наличии хороших успехов в учебе у неко­торых учащихся могут развиваться отрицательные черты харак-

тера и свойства личности. Важно, чтобы оценивалась система средств формирования личности, ее разносторонние проявления и практические результаты. Другая типичная ошибка при изучении и оценке частных сторон передового педагогического опыта заклю­чается в его абсолютизации. Например, абсолютизируются и универсализируются отдельные методы обучения, которые в действи­тельности не могут заменить собой всего многообразия обучающих способов и приемов. Такие попытки абсолютизации не только терпят неудачу, но и компрометируют сам по себе полезный при­ем, дающий педагогический эффект в общей системе обучающих средств. Изучение всех сторон педагогической деятельности и пе­дагогического процесса как предмета педагогической науки— важное средство совершенствования всей системы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Наши рекомендации