Педагогический процесс и педагогическая деятельность

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его целостность.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти взаимосвязанных элементов:

1) цель обучения (Ц) (т. е. для чего учить);

2) содержание учебной информации (С) (чему учить);

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить);

4) преподаватель (П);

5) учащийся (У).

Педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений заключается в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

педагогический процесс и педагогическая деятельность - student2.ru

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и студентом результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса. Совпадение целей педагога и учащегося – важнейшее условие успеха педагогического процесса.

Принципыпедагогического процесса предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержаниепедагогического процесса – это часть опыта поколений (система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры), которая в виде информации передается обучаемым для достижения поставленной цели. Оно тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями обучаемых.

Ядром организационно-управленческого комплекса педагогического процессаявляются методы, средства и формы педагогической коммуникации. Методы выступают как упорядоченный способ организации взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. В единстве с методами используются средства обучения и воспитания как материализованные предметные способы работы с содержанием. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность.

Субъектами и объектами педагогического процесса являются педагог и учащийся, образующие целостную динамическую систему.

Единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом его этапе организуется педагогическое взаимодействие, является педагогическая задача(педагогическая ситуация обучения и воспитания, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления).

Управление педагогическим процессом.Применительно к педагогическому процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на отдельного учащегося и коллектив для достижения заданных результатов обучения.

Выделяют следующие черты управления педагогическим процессом:

1) сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции;

2) наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (учащийся);

3) динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое;

4) надежность, т. е. способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса;

5) устойчивость – способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать режим функционирования (несмотря на различные внешние и внутренние возмущения).

Схематично картина непрерывного управленческого процесса выглядит так:

· цель,

· действие,

· результат,

· новая цель.

Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении следующих требований:

1) формулирования целей обучения;

2) установления исходного уровня управляемого процесса;

3) разработки программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения;

4) получения по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь);

5) переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки и внесения корректирующих воздействий.

Управление педагогическим процессом предусматривает также определение в нем места каждого участника, его функций, прав и обязанностей, создание благоприятных условий для наилучшего выполнения задач.

Наши рекомендации