Педагогические технологии в управленческом контроле
Управление и властные функции при его реализации неотделимы от контроля. Контроль — обязанность каждого руководителя; он оказывает отчетливое педагогическое влияние на проверяемых и весь персонал правоохранительного органа. Исходная предпосылка благоприятного влияния — конструктивная позиция руководителя, начальника, работника управленческого аппарата. Эта позиция обнаруживается в стремлении найти и подсказать проверяемым пути и способы улучшения дела, а не в поиске зацепок для упреков, критики и разносов.
Многое зависит и от того, кто контролирует, какими педагогическими качествами он обладает. Привлечение к контролю плохо воспитанных и слабо разбирающихся в профессиональных тонкостях чиновников приводит обычно к тому, что они не вникают в суть дела, а в целях поддержания собственной значимости и желания «оправдать доверие» руководителя придают «принципиальное» значение внешним, легкодоступным фиксации, как правило, второстепенным фактам (качество заполнения журналов, аккуратность записей, подшивка документов, пыль на полках и пр.).
Имеет значение контроль и за педагогическими факторами, которые характеризуют и коллектив органа внутренних дел, и отдельных сотрудников. Разумно контролировать: реализацию педагогических функций руководителями и сотрудниками, организованность и качество функционирования системы воспитания и обучения, педагогические свойства сотрудников, суть педагогических трудностей и др.
Имеет свои педагогические последствия и то, что оценивается при контроле. Например, сотрудник, коллектив, чья деятельность проверяется преимущественно по бумагам, теряют постепенно интерес к деловым результатам и способам их достижения, которые не находят оценки. У них возникают канцелярские привычки. Если контролируются только цифровые показатели (например, различного рода проценты), то и сотрудник привыкает думать не о сути дела, а о цифрах.
Успешный контроль — своевременный контроль. Педагогические факторы целесообразно контролировать и оценивать не тогда, когда начинают искать, например, причины плохих результатов работы, а в ходе движения к цели, к получению нужных результатов. Мало пользы для дела и успеха повседневной работы с личным составом, когда фиксируются недостатки и упущения после того, как время истекло, а возможности не реализованы.
При контроле важно уметь не только выявлять недостатки, не реагировать бурной критикой на каждый непонравившийся факт. В противном случае контроль становится похожим на игру в прятки: контролирующий ищет, а контролируемые прячут. При этом воспитываются перестраховщики, очковтиратели, люди нечестные, неделовые — ориентированные на формальные, контролируемые показатели.
«...Работник органов государственного управления... поставленный в условия, в которых его пригодность к данной работе оценивается на основе совпадения его действий с инструкциями, теряет контакт с жизнью, для организации которой он призван, поскольку этот контакт не только не нужен ему, но вызывает в нем чувство досадного беспокойства... Из средства, ведущего к поставленной цели, предписания становятся самоцелью. Если, например, служащий... сталкивается с положением, не соответствующим инструкции, он действует в противоречии со здравым смыслом и его не беспокоят случайные последствия этих действий»6, — пишет польский специалист по управлению С. Ковалевски.