Спортивно-игровое направление в физическом воспитании
Пришедшая к власти буржуазия оттеснила на задний план старые обычаи и традиции в физической культуре и создала условия для появления таких форм спортивной деятельности, в которых нашли отражение новые запросы общества в области материальных благ, здравоохранения, образования и сфере развлечений. Из концепции Д. Локка буржуа почерпнули не укрепление здоровья, а чистое корыстолюбие и развлечение. Так, в 17 веке возник так называемый "буржуазный джентльменский спорт", основу которого составляли коммерческие сделки по простейшей формуле: спортсмен (продавец) – менеджер (посредник) – зритель (покупатель). Это послужило бурному расцвету зрелищных видов физических упражнений, на которых можно было делать ставки и заработать деньги – конные бега, скачки, бокс, легкоатлетические забеги. Стали строиться специальные места для проведения сделок – ринги, ипподромы, стадионы. Эпоха зарождения "буржуазного джентльменского спорта", начавшаяся бешеной погоней за наживой, не могла заглушить общественного проявления к спортивному направлению в физической культуре, тесно переплетенного с общим прогрессом человечества. Азартные пари на скачках дали толчок к выведению новых пород лошадей, целому ряду открытий в биологии и физиологии. Интерес к результатам пари во время соревнований скороходов, гребцов, конькобежцев, боксеров был связан с эффективностью подготовки атлетов, их тренированностью. Это послужило началом создания союзов профессиональных спортсменов. Стали издаваться пособия по их подготовке: учебник по обучению фехтованию Б. Фишера (Россия, 1796), учебник по боксу Д. Годфрея (Англия, 1747), книга "Атлетические упражнения" Д. Синклера (Англия, 1806) и т.п. В дальнейшем, буржуазный джентльменский спорт дал начало профессиональному спорту, современному шоу-бизнесу в сфере развлечений.
Второе направление в спортивной деятельности физической культуры в конце 17 в. получило название "аристократический джентльменский спорт", основанный на стремлении знатных кругов общества к физической активности и развлечениям, через спортивное проведение досуга. Слово "джентльмен", в тот период, было тождественно слову "спортсмен". Аристократическую сторону олицетворяли закрытые клубы верховой езды, игры в крикет, катание на коньках (фигурное), яхт-клубы, шахматные кафе и т.п. Аристократы внедряли спортивные виды упражнений в высшие учебные заведения, где они обучались.
Аристократический джентльменский спорт дал начало любительскому направлению спортивной деятельности. Любительский спорт лег в основу современных систем физического воспитания, Олимпийских игр, Международного спортивного движения. Благодаря студентам-атлетам были усовершенствованы многие виды физических упражнений народной физической культуры. Общество приобрело восхитительные виды спорта: барьерный бег, лыжные гонки, толкание ядра, игру в гольф, баскетбол, волейбол и т.п.
Теоретические основы реформы воспитания, осуществленной в английских школах (университетах, колледжах), в середине XIX века разработал каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (1819-1875). Образцом личности для него был идеализированный образ "юного христианина-атлета", который наряду с широкой "светской и духовной" учебой должен углубленно заниматься развитием своих физических способностей. Добиться последнего, по мнению Ч. Кингсли, возможно через занятия спортом и соревнования. "Ведь спорт, соревнования, - заявлял он, - молодечество человека, показывающего свою ловкость, есть для молодежи область, где можно упражняться в созидании общества. Подрастающее поколение …на малом закалится для большой арены жизни". Посредством спортивной площадки можно воспитать целеустремленное и последовательное поколение, которое в любом уголке мира "сможет постоять за интересы свои и своего отечества". Таков вывод значения занятий спортом для английской молодежи. Ч. Кингсли дал теоретическое обоснование элитарному школьному физическому воспитанию. Установки каноника базировались на практической деятельности ректора колледжа в Регби Томаса Арнольда (1795-1842).
К середине XIX века в Англии начинает формироваться школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивной и игровой деятельности. На практике в историю физической культуры это направление вошло под названием "арнольдизм", т.к. корнями уходит в педагогическую практику ректора колледжа в г. Регби Томаса Арнольда (1795-1842). Приняв руководство колледжем Т. Арнольд столкнулся с аморальностью в воспитании молодого поколения: преступления и пьянство, систематическая ложь, тирания старшими младших, недисциплинированность, пренебрежение школьных правил, леность, изнеженность и телесный упадок. Добиться коренной перестройки возможно было, по мнению Т. Арнольда, за счет организованных по "честным правилам" соревнований. Поэтому теоретическое обоснование арнольдизма – это посредством физических движений и эмоций, связанных с игрой, строить нравственное и физическое формирование учащейся молодежи. Т. Арнольд открыл спортивные площадки в колледже, разработал систему самоуправления, упорядочил регулярные спортивные соревнования, ввел в быт учебного заведения спортивные команды, организации. Средством физического воспитания были выбраны популярные в то время виды спорта. Английское школьное физическое воспитание, благодаря Т. Арнольду, на долгое время стало образцовым. Последователем "арнольдизма" явился каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (1819-1875), который теоретически реформировал опыт своего предшественника и создал идеализированный образ "юного христианина-атлета". С середины XIX века в Англии среди молодежи стало модным наряду с "светской и духовной" учебой углубленно заниматься развитием своих физических способностей. "Арнольдизм" сыграл огромное значение в становлении и развитии спорта среди молодежи, особенно в таких как крикет, футбол, хоккей, плавание, легкая атлетика, борьба, альпинизм, гребля. При всей образцовости и эффективности спортивно-игровой системы физического воспитания она имела ряд недостатков:
во-первых, оно оттеснило развитие классных занятий в нижних ступенях школы;
во-вторых, спорт охватывал в средней и высшей школе по большей части только детей состоятельных родителей;
в-третьих, игнорировалось физическое воспитание девочек, т.к. считалось презрительным для них занятия, "вызывающие пот".