Исследовательская деятельность: Словарь
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
(образован в 1953 году)
____
Кафедра педагогики
Дистанционное Для всех
Обучение специальностей
Е.А. Шашенкова
Исследовательская деятельность:
Словарь
Www.msta.ru
Москва – 2004
УДК 37
Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь.– М.: МГУТУ, 2004.
Словарь содержит около 400 терминов, ключевых понятий, знание которых необходимо при осуществлении научно - исследовательской деятельности.
Включает понятия из нескольких дисциплин – педагогики, психологии, философии, социологии и др.
Словарь предназначен для студентов СУЗов, ВУЗов и аспирантов всех специальностей и форм обучения.
Составитель: Шашенкова Елена Анатольевна
Рецензенты: Ромашина С.Я., доктор педагогических наук, профессор Барнаульского педагогического университета
Медведь Э.И., кандидат педагогических наук, доцент МПГУ
Редактор: Коновалова Л.Ф.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2004
109004, Москва, Земляной вал, 73
От автора – составителя
В последние годы особое внимание уделяется организации и осуществлению научно-исследовательской деятельности на предприятиях, в образовательных учреждениях. Это, прежде всего, связано с высоким уровнем производства, техники и технологий. Современный специалист должен владеть исследовательскими умениями и навыками (анализировать, обобщать, рефлексировать, ставить проблему, теоретически обосновывать гипотезу, выбирать методы исследования и мн. др.), быть способным ориентироваться в потоке научной информации, самостоятельно решать профессиональные задачи, творчески относиться к делу, грамотно использовать термины, ключевые понятия.
Словарные статьи определяют систему, этапы, теоретические и эмпирические направления, подходы, принципы и методы проведения исследования.
При отборе терминов использовались многочисленные источники (энциклопедии, словари, монографии, методические пособия, научные сборники). Представленные в словаре толкования терминов являются авторскими или заимствованными из наиболее авторитетных источников и нормативных документов. Значительное усилие было сделано на то, чтобы сделать словарь более доходчивым для студентов и аспирантов, начинающим научно- исследовательскую деятельность. Основные источники указаны в списке литературы. Очевидно, что при составлении словарного состава невозможно было охватить все понятия и свести их в единую, непротиворечивую целостность.
Словарь адресован преподавателям, студентам и аспирантам, ведущим исследовательскую деятельность.
Словарные статьи расположены в алфавитном порядке. В конце словаря приведен список использованной литературы. Использованы общепринятые сокращения.
Ключевые понятия, термины
А
Абстрагирование | - прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их схемы. |
Абстракция | - процесс мышления, при котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного, объективного познания. Абстракция является средством образования понятий. |
Абстракция отождествления | -отвлечение от свойств, индивидуализирующих объекты, что позволяет обобщать или объединять их в некоторые классы (множества) и исследовать такой идеальный объект, который становится представителем классов и позволяет переносить полученные данные на весь класс. |
Аббревиатура | -1) условное сокращение слов в нотном и буквенном письме. 2) сложносокращенное слово, образованное первыми буквами, частями слов или целыми словами. |
Автореферат | -это особый вид научного произведения, представляющий собой как бы информационную модель реферируемой диссертации. Автореферат служит средством информирования широкой научной общественности о полученных научных результатах и введении их в научный оборот. В нем излагаются основные идеи и выводы диссертации, показывается вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследования. |
Авторская программа | -документ, в котором определен и представлен авторский вариант того или иного круга знаний, видение усвоения этого знания |
Авторские школы передового педагогического опыта (педагогические мастерские, педагогические практикумы) | - форма общения педагогов, когда учитель, преподаватель, мастер или руководитель учебного заведения – автор передового педагогического опыта подробно рассказывает участникам школы о своем опыте и демонстрирует его в процессе проведения открытых уроков, других занятий. Школы передового педагогического опыта проводятся в рамках учебного заведения, региона или всей страны. |
Авторский лист | - единица измерения текста и изобразительного материала, которая выражается в печатных знаках, строках или квадратных сантиметрах. В авторских листах устанавливается объем произведений в издательских договорах. Обычно, 2 авторский лист (а.л.) в научно-педагогических и других работах равен 40000 печатных знаков. |
Адекватный | -(лат adaequatus – приравненный) – соответствующий, равный, эквивалентный. В теории познания адекватными считаются образ, знание, которые соответствуют своему оригиналу-объекту, благодаря чему они являются достоверными, имеют характер объективных истин. |
Академик | -действительный член Академии наук. Избирается Общим собранием академии. |
Академия | - (от греч. – аkademia) – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. |
Академизм | - (франц. аcademisme), 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2.) Оторванность науки, искусства, образования от жизни общества, практики. |
Академическое издание | -содержит научно выверенный текст и его различные варианты, комментарии и другой справочный аппарат. Так же называются вообще издания, публикуемые академиями. |
Аксиология | - (от греч. – axia – ценность и logos – учение) – 1) филос. учение о ценностях и об оценках в этике, которая исследует, в частности, смысл человеческой жизни; 2) пед. Новое понятие, заимствованное из философии – учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности. |
Аксиома | -утверждение, доказательство истинности которого не требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия. |
Аксиоматический метод | -это способ организации научного знания, при которой ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам. |
Активизация | - (от лат. activus - деятельный) – 1) усиление, оживление деятельности; побуждение к решительным действиям; 2) пед. Мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося. |
Актуальность исследования | -указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время. |
Актуальность темы | -степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопросы). |
Алфавитно-предметный указатель | - указывает, где и что можно найти на страницах диссертации, существенно облегчает ориентировку в ее содержании. |
Анализ | - расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. |
Анализ продуктов деятельности | -метод непосредственного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности. |
Анализ результатов | - один из действенных методов мониторинга, с помощью которого по заранее намеченной схеме изучаются результаты профессиональной деятельности. |
Аналогия | -рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания, используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает. |
Аннотация | -(от лат. аnnotation – примечание, пометка)- краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. |
Анкета | -опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. |
Анкетирование | -эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. |
Антитезис | - (от греч. antithesis – противопоставление) – логическое суждение, противопоставляемое тезису. |
Апория | - (гр. непроходимость) -неразрешимая с точки зрения логики проблема, в основе которой обычно лежит парадокс. |
Аппроксимация | -(от фр. – приблизительная оценка, лат. приближаться)- приближенное выражение сложной величины, объекта через другие, более простые величины, объекты. |
Апробация | -одобрение, утверждение после проверки, испытания. |
Аргумент | - 1) в логике – суждение (или система суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо др. суждения (или системы суждений); посылка доказательства, иначе называется основанием или доводом доказательства; иногда аргументом называют все доказательство в целом. 2) в математике и математической логике – независимая переменная, от значения которой зависит значение данной функции или предиката. |
Аргументирование | -это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов или, как их проще называют, доводов). |
Аспект | -угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования. |
Аспирант | - (от лат. aspirans – стремящийся к чему-либо) – лицо, готовящееся к педагогической и научной деятельности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтах. |
Аспирантура | - форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов. Аспирантура организуется в тех образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах, которые обеспечены высококвалифицированными научными кадрами и обладают соответствующей научно-исследовательской базой. Подготовка аспирантов производится в очной и заочной формах. |
Б | |
Бакалавр | - (от лат. baccalaureus – вассальный землевладелец) – в большинстве зарубежных стран первая ученая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершении 4- летнего обучения первого уровня, после успешной сдачи экзамена и, как правило, защиты выпускной работы. |
Бакалавриат | - система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего профессионального образования. |
Беседа | -метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Виды беседы: катехизическая (репродуктивная), эвристическая, сократическая. |
Библиография | -(от греч. вiblion – книга и …графия) - научно-практическая деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности. Включает выявление произведений, их отбор по определенным признакам, описание, систематизацию, составление указателей, списков, обзоров литературы и др. |
Библиографическая запись | - библиографическое сообщение, состоящее из библиографического описания, которое может быть дополнено заголовком, аннотацией, или рефератом, различными классификационными индексами, предметными рубриками, шифрами хранения и др. элементами. |
Библиографическая картотека | - библиографическое пособие, реализованное в карточной форме, содержащее библиографическую информацию. Различают алфавитные, систематические, предметные и пр. картотеки. В отличие от библиотечного каталога картотека может включать сведения о документах, отсутствующих в фондах библиотеки. |
Библиографическая карточка | - карточка, содержащая библиографическое описание источника информации, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (номер тома, жанр, читательское назначение), выходные данные (год и место издания, издательство), надзаголовочные данные (серия, учреждение, подготовившее издание). Количественную характеристику источника (страницы, объем в учетно-издательских листах, тираж, цена), примечание (сведения о библиографии, иллюстрациях и т.д.). Библиографические карточки позволяют получить оперативную информацию о вышедших публикациях, используются для укомплектования справочно-информационных фондов). |
Библиографическая ссылка | -совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска. |
Библиографические издания | -содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалиста о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание оповещает о появлении документов и сообщает необходимые сведения для их отыскания. |
Библиографические указатели | -состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают произведения отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе. |
Библиографический список | -элемент библиографического аппарата, который составляет одну из существенных частей диссертации, отражающий самостоятельную творческую работу ее автора и позволяющий судить о степени фундаментальности проведенного исследования. |
Библиографическое описание | - совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. |
Библиотека | -(от гр. biblion – книга и theke – хранилище), учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. |
Библиотека - депозитарий | библиотека, на которую возложена обязанность постоянного хранения максимально полного библиотечного фонда в целях освобождения фондов остальных библиотек региона от малоиспользуемых произведений печати и др. документов. |
Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) | - классификация, предназначенная для систематизации книг и др. документов; традиционное средство упорядочения документальных фондов. С ее помощью индексируются все документы отрасли, в том числе научные исследования и разработки, которые ведутся в области народного образования и педагогической науки. |