III. Требования к тетрадям учащихся для письменных работ

3.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

¾ упражнения;

¾ конспекты первоисточников;

¾ рефераты;

¾ планы и конспекты лекций учителей;

¾ планы статей и других материалов из учебников;

¾ сочинения и письменные ответы на вопросы;

¾ составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);

¾ фиксация наблюдений в природе;

¾ различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных (практических) работ (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника).

3.2. Для контроля качества освоения программы или достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в МБОУ СОШ № 1 используются текущие и итоговые письменные контрольные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются педагогическим работником при составлении рабочей программы с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ педагогический работник может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

¾ после изучения наиболее значительных тем программы;

¾ в конце учебной четверти, полугодия.

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

3.3. Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь необходимое количество рабочих тетрадей по каждому предмету.

3.3.1. Для контрольных работ выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в МБОУ СОШ № 1 и выдаются учащимся для анализа результатов контрольной работы и выполнения в них работ над ошибками.

3.3.2. Для выполнения работ по развитию речи по русскому языку и по литературе (написания сочинений и изложений) начиная с 5 класса учащиеся должны иметь отдельные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в МБОУ СОШ № 1 и выдаются учащимся для выполнения в них домашних сочинений и изложений, работ над ошибками.

3.3.3. Определено следующее рекомендуемое количество сочинений по литературе в основной школе:

Класс
Количество сочинений аудиторных
домашних

в средней школе:

Класс
Уровень базовый профильный базовый профильный
Количество сочинений аудиторных
домашних - -

3.3.4. Изложения как вид деятельности по освоению содержания художественного произведения и упражнений по развитию речи является обязательным. Настоящее Положение регламентирует проведение не менее 2 изложений в V-VI классах, 3 – в VII-VIII классах, в остальных классах изложения разных видов (подробные, краткие, выборочные, с элементами комментария, с творческим заданием) проводятся не реже раза в четверть.

3.4. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

3.4.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

3.4.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи, для лабораторных работ по физике и т. п.), класс, номер и наименование образовательной организации, местонахождение школы, фамилию и имя учащегося.

Рабочие тетради учащихся подписываются по следующему образцу:

Тетрадь

для работ

по обществознанию

учащегося 8 «А» класса

МБОУ СОШ №1

г. Ковдора

Иванова Ивана

Тетради учащихся для контрольных работ рекомендуется подписывать следующим образом:

Тетрадь

для контрольных работ

по физике

учащегося 9 «А» класса

МБОУ СОШ №1

г. Ковдора

Иванова Ивана

Тетради учащихся для работ по развитию речи подписываются следующим образом:

  Тетрадь для работ по развитию речи учащегося 9 «А» класса МБОУ СОШ №1 г. Ковдора Иванова Ивана

Тетради для учащихся I класса подписываются только учителем.

Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке.

3.4.3. Соблюдать поля. В тетрадях по большинству предметов поля размещаются с внешней стороны. В случаях, когда работа проверяется по нескольким группам критериев и/или за одну работу ставится более одной оценки, целесообразно предусмотреть поля с обеих сторон страницы и использовать их для маркировки не только недостатков, но и достоинств ученической работы в соответствии с параметрами оценки.

3.4.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.14). В тетрадях по русскому и иностранному языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, Десятое сентября), в конце записи ставится точка.

В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике может не писаться. Со второго полугодия 1-го класса, а также в остальных классах начальной школы обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца – прописью.

3.4.5. Указывать на отдельной строке место выполнения работы (классная или домашняя), название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений, практических и других работ).

3.4.6. Обозначать номер упражнения (например, Упражнение 35), задачи или указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.).

3.4.7. В тетрадях для контрольных работ и работ по развитию речи по русскому языку и литературе с красной строки записывается вид работы и строкой ниже – ее название, ставится точка. Например:

Десятое октября.
Контрольная работа по теме "Фонетика"
Десятое октября. Десятое октября.
Подробное изложение. Сочинение.
О нравственности. В чем польза чтения книг?

То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

3.4.8. Соблюдать красную строку.

3.4.9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях в клетку (по математике, литературе и др.) во всех этих случаях пропускать только 2 клетки.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях в линейку пропускаются 2 линейки, а в тетрадях в клетку – 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

3.4.10. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости – с применением линейки или циркуля.

3.4.11. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанная буква или пунктуационный знак зачеркивается косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписываются нужные буквы, слова, предложения; неверные написания в скобки не заключаются.

3.4.12. Рекомендуется следующая оптимальная периодичность проверки тетрадей учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы:

Класс Оптимальная периодичность проверки
в V классе и в первом полугодии VI класса  
   
во втором полугодии VI класса и в VII — IХ классах после каждого урока только у учащихся, испытывающих трудности в обучении, а у остальных учащихся — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись
в Х—XI классах после каждого урока у учащихся, испытывающих трудности в обучении; у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 1 раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся

3.5.Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся. Проверка этих видов работ учителями осуществляется в следующие сроки:

Вид работы Класс Оптимальные сроки проверки
контрольные диктанты в V—XI классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку
изложения и сочинения в V—XI классах проверяются и возвращаются учащимся не позднее, чем через десять дней

3.6. В проверяемых работах по всем предметам учителя отмечают и исправляют допущенные учащимися орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.

3.7.При проверке работ по русскому языку и литературеучитель отмечает и исправляет допущенныеорфографическиеошибки, руководствуясь следующими современными методическими рекомендациями:

«В методике орфографии существует несколько способов фиксации орфографических ошибок в тетрадях учащихся:

1) ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется;

2) ошибка подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется;

3) обозначается часть слова, в которой есть ошибка;

4) подчеркивается все слово, в котором есть ошибка, например "прозьба";

5) никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки (В предыдущих случаях на полях тоже ставится знак орфографической ошибки).

Способ фиксации орфографических ошибок избирается учителем в зависимости от цели работы (обучающая она или контрольная). При проверке контрольных работ, а также изложений и сочинений используются два первых способа. При выполнении обучающих упражнений используются все перечисленные выше способы фиксации ошибок. Последовательность их применения определяется целями обучения учащихся умению находить и исправлять ошибки. Первый способ показывает, как нужно обозначать, как зачеркивать и как исправлять ошибки; следующий - учит исправлению ошибки; третий способ - нахождению и исправлению ошибки в той или иной морфеме; четвертый - учит поиску ошибок в слове, а пятый - в ряде слов в строке.

Ввиду того, что не все учащиеся одновременно овладевают перечисленными умениями, в одной и той же работе учитель использует разные способы фиксации ошибок у разных учащихся, но в течение учебного года все учащиеся проводятся через все способы фиксации.

Аналогично могут фиксироваться и другие ошибки.

3.8. Ошибки, допущенные учащимся в работе по русскому языку или литературе, учитель обозначает на полях тетради определенными условными знаками (I — орфографическая ошибка, V —пунктуационная, Ф – фактическая, Л – логическая, Р – речевая, Г – грамматическая, Z – нарушение абзацного членения).

3.9. При применении критериального оценивания письменных работ по любому предмету учителю рекомендуется использовать систему условных обозначений (сокращение, обозначение № критерия, заглавная буква, соответствующая ключевому слову критерия или позиции оценивания, и т.д.) достоинств и недостатков работы учащегося в соответствии с критериями.

3.10. Подчеркивание и исправление ошибок, а также выставление оценки производится учителем красной пастой (красными чернилами, красным карандашом, красной гелевой или капиллярной ручкой).

3.11. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель сначала подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, затем выставляет оценку. Запись может выглядеть следующим образом: 1 – 0 – 1 «4»

3.12. При применении критериального оценивания письменных работ по любому предмету, предполагающего суммирование выставленных баллов по каждому критерию, внизу работы учитель указывает, какие баллы получил учащийся по каждому критерию, и общую сумму баллов. Рядом выставляется оценка. При необходимости возможно указание процента выполнения работы. Запись может выглядеть следующим образом: 1+0+1+2=4 б. «4»

3.13. К созданным учащимися текстам при проверке рекомендуется писать комментарий, мини-рецензию и т.п., что способствует организации обратной связи и работы по совершенствованию написанного. Мини-рецензию на творческую работу учитель может писать ручкой другого цвета. Письменное комментирование учителем сильных и слабых сторон созданного учащимся текста, рекомендации по его совершенствованию могут помещаться как под выставленной оценкой, так и на отдельном листе, помещенном в тетрадь учащегося.

Наши рекомендации