Методические рекомендации. Первый вопрос семинарского занятия предполагает определение и раскрытие сущности и признаков деятельности органов прокуратуры в РФ
Первый вопрос семинарского занятия предполагает определение и раскрытие сущности и признаков деятельности органов прокуратуры в РФ. Сущность прокурорского надзора невозможно определить без анализа целей и задач данного вида деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Цели прокурорского надзора, а также других видов и направлений деятельности прокуратуры закреплены в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». К таковым законодатель относит: обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Цели прокурорской деятельности, в том числе цели прокурорского надзора, достигаются посредством реализации поставленных перед прокуратурой Российской Федерации задач. Задачи прокурорской деятельности, в том числе задачи прокурорского надзора, вытекают из норм Конституции РФ, сформулированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных конституционных и федеральных законах, ряде международных договоров и соглашений, закреплены в приказах и указаниях Генерального прокурора Российской Федерации. Прокуратура призвана обеспечить: 1) своевременное выявление нарушений закона; 2) своевременное устранение нарушений закона; 3) предупреждение нарушений закона. Задачи органов прокуратуры принято подразделять также на: а) общие задачи прокурорской деятельности; б) общие задачи прокурорского надзора; в) специальные задачи отдельного вида (направления) деятельности прокуратуры. На прокуратуру современной России не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
К основополагающим признакам прокурорского надзора, раскрывающим его сущность обычно относят: 1) осуществление его от имени государства; 2) осуществление специальными субъектами — прокурорами. Прокуроры являются государственными служащими, правовое положение которых определено законодательством; 3) осуществление в законодательно определенных формах и пределах, имеющих ярко выраженную направленность на обеспечение точного, безусловного и единообразного исполнения законов; 4) всеобъемлющий характер (широкий диапазон воздействия) прокурорского надзора; 5) наличие у прокуроров специальных полномочий, включая возможность использования законодательно установленных форм реагирования прокурора на нарушения законности.
Отвечая на второй вопрос целесообразно рассмотреть основные исторические этапы возникновения и развития российской прокуратуры и проанализировать наиболее заметные изменения ее статуса как органа государства в досоветский период, в период существования советского государства, а также в постсоветский период. Особое внимание должно быть уделено перспективам развития органов прокуратуры Российской Федерации и приоритетным направлениям ее деятельности на современном этапе.
При ответе на третий вопрос семинарского занятия важно понимать, что Российская Федерация как государство обеспечивая полное, единообразное и безусловное исполнение принятых законов опирается на систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Особое место при реализации этой важнейшей функции государства занимают органы прокуратуры РФ, которые призваны осуществлять от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.
При ответе на четвертый вопрос семинарского занятия необходимо исходить из того, что по своей природе и своему функциональному назначению прокурорский надзор един. Но в силу многообразия надзорной деятельности принято выделять самостоятельные отрасли прокурорского надзора. Обычно под отраслью прокурорского надзора принято понимать законодательно определенную самостоятельную составную часть единого прокурорского надзора, характеризующуюся наличием собственных объекта и предмета надзора, а также особыми, характерными только для данной области общественных отношений специфическими задачами и полномочиями прокурора по надзору за исполнением законов.
Обычно выделяют пять самостоятельных отраслей прокурорского надзора: 1) надзор за исполнением законов; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. надзор не является единственным направлением деятельности прокуратуры; 5) надзор за исполнением законов судебными приставами.
Наряду с надзорными направлениями деятельности органы прокуратуры обладают компетенцией и в ненадзорной сфере. В частности, прокурор осуществляет уголовное преследование, участвует в рассмотрении судами гражданских и уголовных дел, принимает участие в правотворческой и координационной деятельности.
Пятый вопрос предполагает анализ правовых основ деятельности органов прокуратуры. Прежде всего, стоит обратить внимание на конституционные основы деятельности органов прокуратуры и Закон РФ «О прокуратуре РФ» (актуальная редакция). Важно помнить, что процессуальный статус и компетенция прокурора определяются также уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным и иным законодательством Российской Федерации. Необходимо иметь представление также и о других нормативных актах регламентирующих деятельность прокуратуры (федеральные законы, указы Президента РФ, приказы и указания Генерального прокурора РФ и др.). Немаловажно показать на семинарском занятии роль международно-правовых актов в деятельности органов прокуратуры.
При подготовке к ответу на шестой вопрос необходимо исходить из того, что предметом дисциплины «Прокурорский надзор в РФ» являются правовые нормы, определяющие назначение, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и внутреннюю структуру ее органов, компетенцию прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов.
Учебная дисциплина «прокурорский надзор в РФ» включает в себя общую и особенную части. В общей части дисциплины представлены цели, задачи, принципы, правовые основы деятельности органов прокуратуры в РФ. А также рассматриваются система и структура органов прокуратуры, особенности прохождения государственной службы в прокуратуре РФ и комплекс правовых средств прокурора, которыми он наделен для реализации своих полномочий.
В рамках особенной части курса рассматривается специфика надзорных и ненадзорных направлений деятельности органов прокуратуры.