Методические рекомендации по проведению семинарского занятия

Во вступительной части проверяется явка студентов на занятие, оглашается тема семинара, план его проведения и последовательность рассмотрения теоретических вопросов.

В процессе занятия необходимо осветить следующие вопросы:

1. Предмет гносеологии юридического правопонимания.

2. Гносеология легизма.

3. Содержание юридической гносеологии в концепциях юснатурализма и либертарного правопонимания.

В заключительной части занятия подводятся итоги, оглашаются выставленные преподавателем оценки, делаются обобщающие выводы о степени готовности группы и уровне продемонстрированных на занятии знаний, умений и навыков.

В результате освоения материала, составляющего содержание темы «Правовая гносеология», предполагается формирование у студентов следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-1, ОК-3, ПК-2 (таблица № 1 рабочей программы дисциплины «Философия права»).

Вступительная часть……………………………………………………….5

1. Предмет гносеологии юридического правопонимания……………….30

2. Гносеология легизма…………………………………………………….20

3. Содержание юридической гносеологии в концепциях юснатурализма и либертарного правопонимания……………………………………….30

Заключительная часть………………………………………………………5

Литература:

Основная:

1.Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права: учебник / Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – C.285-298.

2.Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права: учебник. – М.: Юрайт, 2011. – С.227-241.

3.Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. – М.: Норма, 2003. – С.61-68.

Дополнительная:

1.Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 200с.

2. Головистикова А.Н. Философское содержание категории «жизнь» и ее реализация в праве / А.Н. Головистикова // Государство и право. – 2005. - №6. – С.30-39.

3. Гурвич Г.Д. Два величайших русских историков права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев / Г.Д. Гурвич // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2005. - №4. – С.138-164.

4.Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи: Из глубины. – М., 1991.

5.Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. – М.: Гарант, 2015. – 352с.

6. Шапп Я. О свободе, морали и праве / Я. Шапп // Государство и право. – 2002. - №5. – С.85-92.

Семинар №11. Тема №14. «Право и собственность»

Занятие проводится в форме круглого стола (групповой дискуссии).

Цель круглого стола –обеспечить углубленное изучение наиболее сложных с теоретической точки зрения проблем философии права в области экономической собственности.

Задачи круглого стола:

1) развить у студентов навык самостоятельной работы со специальной литературой;

2) отработать умение самостоятельного поиска и обработки информации по вынесенным на обсуждение вопросам;

3) активизировать аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов;

4) развить навык публичных выступлений и ведения дискуссии.

Время: 90 минут.

План круглого стола

Подготовительный этап ..………………………………………..15 минут

Основной этап…………………………………………………... 60 минут

Заключительный этап…………………………………………….15 минут

Методические рекомендации по проведению круглого стола.Проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории философии права. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у магистрантов знания по курсам «Философия» и «Теория государства и права», а также смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия более глубокой проблематики. При этом происходит закрепление информации и результатов самостоятельной работы с дополнительным материалом.

«Круглый стол» организуется следующим образом:

1) планом семинарского занятия предусматривается несколько теоретических вопросов, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть тему.

2) вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для самостоятельной подготовки.

При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную в учебно-практическом пособии специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ФГБОУВО «РГУП». Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, магистрант должен заранее обосновать свою позицию по предложенному для изучения вопросу.

3) для освещения наиболее сложных с практической точки зрения проблем на круглый стол могут быть приглашены специалисты-практики (работники следственных органов, прокуратуры, суда).

4) в ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности. Заранее подготовленные студентами выступления обсуждаются и дополняются, задаются вопросы, обосновывается определенная точка зрения.

Выбор методики ведения дискуссии определяется в подгруппах. Это может быть методика «вопрос-ответ» (простое собеседование в диалоговом режиме); процедура «обсуждение вполголоса» (закрытая дискуссия в подгруппе с выработкой единой позиции, которая озвучивается одним из участников и обсуждается всей группой); методика «эстафеты» (каждый заканчивающий выступление участник передает слово тому, кому считает нужным) и т.д.

5) подведение итогов «круглого стола», формулирование общих выводов по поставленным вопросам.

В результате освоения материала в рамках круглого стола по теме: «Право и собственность», предполагается формирование у магистранта следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-1, ОК-3, ПК-2 (таблица № 1 рабочей программы дисциплины «Философия права»).

Наши рекомендации