МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №7

1. Тема занятия:

Основные методы обследования стоматологического пациента.

Цель занятия.

Студент должен знать:

· Современные санитарно-гигиенические требования к организации стоматологического кабинета.

· Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога.

· Особенности работы в четыре руки.

· Обязанности ассистента врача-стоматолога.

· Оборудование стоматологического кабинета и правила техники безопасности при работе с ним.

· Принцип устройства и работы современной стоматологической установки, наконечников.

· Стоматологический инструментарий, используемый на терапевтическом приеме.

· Методы дезинфекции и стерилизации стоматологического инструментария.

· Правила уборки стоматологического кабинета.

· Меры по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией и вирусного гепатита В, С медицинского персонала

Студент должен уметь:

1. В соответствии с правилами техники безопасности включать и выключать бормашину и стоматологическую установку.

2. Фиксировать наконечники и боры.

3. Проводить дезинфекцию мелкого стоматологического инструментария и предстерилизационную очистку инструментария.

4. Проводить дезинфекциюстоматологического оборудования.

5. Проводить предстерилизационную очистку стоматологического инструментария.

6. Осуществить мероприятия, осуществляемые при риске парентерального инфицирования ВИЧ и вирусным гепатитом.

Студент должен ознакомиться:

С клиническими методами диагностики, применяемыми в стоматологии.

.

4. Содержание обучения:

Для успешного лечения необходимо правильная постановка диагноза, обязательным условием которого является сбор фактического материала.

В стоматологии используют следующие методы:

- основные (не связанные с применением лабораторных и инструментальных методов);

- дополнительные (методы, основанные на достижениях науки).

К основным (главным) методам относятся:

- расспрос;

- объективное обследование.

Дополнительными методами являются:

- электроодонтодиагностика;

- рентгенологическое исследование;

- трансиллюминационный метод;

- люминесцентная диагностика.

Расспрос(сбор анамнеза) – начинают с выявления жалоб. С этой целью можно задавать вопросы или же попросить больного рассказать, что его беспокоит в данный момент, установление причины возникновения, длительность (приступообразная, постоянная) и характер (ноющая, пульсирующая) болей, время появления (ночная, дневная), распространенность (локализованная, иррадирующая), причины усиления их, чем купировались и т.д.

Перенесенные и сопутствующие заболевания –выяснение их позволяет установить причинно-следственную связь с изменениями в полости рта. При этом важно уточнить время (год, месяц) развития и продолжительность заболевании, длительность ремиссий, возможные осложнения.

Условия труда.Необходимость выяснения этого факта диктуется тем, что воздействие профессиональных вредностей может способствовать развитию поражения не только твердых тканей зуба, но и слизистой оболочки полости рта.

Аллергологический анамнез.Число заболевании, в основе которого лежит повышенная чувствительность к лекарственным препаратам, продуктам питания и другим факторам за последние годы значительно возросло, поэтому при сборе анамнеза этот момент следует уточнить.

Объективное обследованиевключает осмотр, перкуссию, пальпацию, термометрию и ряд дополнительных исследований.

Осмотрпредполагает внешний осмотр и осмотр полости рта:

- при внешнем осмотре обращают внимание на общий вид больного, наличие припухлости, асимметрии, образовании на красной кайме губ, цвет кожных покровов, наличие пигментации, состояние волосяного покрова и ногтей. Необходимо определить состояние поднижнечелюстных, подбородочных и шейных лимфатических узлов, обращая внимание на их размер, подвижность, болезненность, не спаянность с подлежащими тканями.

- осмотр полости рта начинают с осмотра красной каймы губ и углов рта, затем переходят на преддверие рта. При этом челюсти должны быть в сомкнутом состоянии, а губы расслабленны, осмотр проводят, приподняв верхнюю, и опустив нижнюю губу или оттянув щеку стоматологическим зеркалом.

Следует обратить внимание на цвет губ, образование чешуек, корок. В норме на внутренней поверхности губ определяется незначительная бугристая поверхность, обусловленная локализацией в слизистом слое мелких слюнных желез, в некоторых случаях определяются точечные отверстия – выводные протоки со скоплением капелек секрета. На внутренней поверхности щек, по линии смыкания зубов в заднем отделе располагаются сальные железы (железы Фордайса), которые иногда принимают за патологию. Необходимо определить соотношение зубных рядов – прикус. Вслед за этим осматривают десну (в норме она бледно-розового цвета, блестящая, увлажненная) и переходят на осмотр собственно полости рта, который включает осмотр языка, дна полости рта и осмотр зубов.

При осмотре языка обращают внимание на его размер и рельеф, состояние сосочков, наличие налета. С обеих сторон корня языка имеется лимфоидная ткань розового или синюшно-розового цвета, которая нередко принимают за патологическое образование. Следует так же обратить внимание на выводные протоки слюнных желез и характер их секрета.

При осмотре зубов пользуются набором инструментов (стоматологическое зеркало и зонд). Осмотр начинают с правого верхнего сегмента, и заканчивают нижним правым. Особенно тщательно следует осматривать контактные поверхности зубов. Зондирование позволяет определить наличие размягченного дентина, глубину кариозной полости, сообщение с полостью зуба. Следует также обращать внимание на цвет, размер и форму зубов.

Перкуссия.Целью этого метода является определение состояния пародонта. С помощью пинцета или ручки зонда наносят легкие, равномерные удары в вертикальном и горизонтальном направлениях. Перкуссию начинают с заведомо здоровых зубов, если в периодонте нет воспаления, то перкуссия безболезненна и напротив при наличии воспаления больной отмечает болевые ощущения.

Пальпацияиспользуют для определения припухлости, опухоли, уплотнения, подвижности органов или тканей полости рта.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Таблицы, фильмы, муляжи.

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

5. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

· Стерилизация, этапы стерилизации

· Растворы для дезинфекции

· Пробы для контроля качества стерилизации

· Эргономика в стоматологии

· Требования к стоматологическому кабинету.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

- Основные методы исследования

- Сбор анамнеза

- Осмотр полости рта

- Зондирование

- Перкуссия

- Пальпация

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 15 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 45 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 10 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

Заполнение рабочей тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Перечень учебной литературы к занятию:

1. Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27

2. Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.

3. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90.

4. Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26.

5. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75.

6. Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27.

7. Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с

8. Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с.

9. Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260.

10. Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.

Наши рекомендации