Методические рекомендации. Начиная подготовку к ответу на первый вопрос семинарского занятия

Начиная подготовку к ответу на первый вопрос семинарского занятия, находим определение религии. Под религией в учебной литературе понимается вера в сверхъестественные силы, поклонение им. Необходимо также выявить этимологию слово «религия». В переводе с латинского языка слово «религия» переводится как благочестие.

Возникновение религии - закономерный результат исторического процесса. Исследователи выделяют следующие подходы к интерпретации причин возникновения религии: психоаналитический (бессознательное восхищение отцом, поклонение отцу), психологический (тяга человека к духовным ценностям, страх человека перед смертью), социологический (религия трактуется как способ удержания власти), гносеологический (возникновение религии связывается с развитием познавательных способностей человека, возникновение у него абстрактного мышления), антропологический (Бог рассматривается в качестве идеализированного образа человека), теологический (религия рассматривается как результат существования духовных практик, нацеленных на общение человека с Богом). Поскольку указанные причины возникновения религии до настоящего времени осуществляют ее «подпитку», то их в литературе именуют «корнями».

Второй вопрос посвящен выявлению исторических форм религии – анимизма, тотемизма, фетишизма, магии, раскрытию их сущности, выявление причин возникновения. От обучаемых также требуется умение приводить примеры проявления исторических форм религий, выявлять их элементы в современном обществе.

В третьем вопросе необходимо раскрыть классификацию религии. Религии бывают политеистическими (язычество, вера во множество богов), монотеистическими (вера в одного Бога), национальными (иудейство), мировыми (буддизм, христианство, ислам). Потом подробно раскрываем сущность, исторические условия возникновения мировых религий, выявляем их историческое значение.

Выявлению роли религиозного фактора в системе международных отношений посвящен четвертый вопрос семинарского занятия. Религия оказывала достаточно мощное воздействие на развитие как исторического процесса в целом, так и на международные отношения в частности. Достаточно вспомнить четыре крестовых похода, религиозные войны, которые велись в Европе, религиозную реформацию, возникновение и распространение лютеранства (протестантизма), церковный раскол в России, вызванный реформами патриарха Никона, сопротивление старообрядцев государственным властям. Осмыслить роль религиозного фактора в историческом процессе предпринимались многими исследователями. В частности, немецкий историк, социолог, политолог М. Вебер раскрыл роль протестантизма в становлении капиталистических отношений. Продолжает оказывать влияние на международные отношения религиозный фактор и до сегодняшнего дня. Оценка религиозного фактора в научной литературе неоднозначная. На оценку влияния религии влияет и то обстоятельство, что религиозный фактор тесно переплетается с фактором национальным. С. Хантингтон полагает, что поскольку в основе христианской и мусульманской цивилизации лежат различные ценности, то возможен конфликтный сценарий развития международных отношений.

С влиянием религиозного фактора на систему международных отношений связан вопрос, раскрывающий проблему религиозного фундаментализма и религиозной, шире – культурной толерантности в условиях интеграции международных отношений и их глобализации. Религиозный фундаментализм – серьезный вызов всему мировому сообществу, имеющий свои причины, которые необходимо выявить и раскрыть.

В периодической литературе можно найти большое количество материалов, посвященных проблеме соотношения двух социальных процессов – изоляции (сегрегации) и интеграции (ассимиляции). Понимание сущности двух основных форм социальных отношений позволит глубже понять проблему, связанной с кризисом толерантности и краха политики мультикультуризма в Западной Европе.

План семинарского занятия

1. Религия. Причины появления религии, ее корни

2. Исторические формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.

3. Виды религии. Буддизм, христианство и ислам как мировые религии. Их сущность, значение, роль.

4. Религиозный фактор в системе международных отношений.

5. Проблема религиозного фундаментализма, интеграции и религиозной толерантности.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. От какого латинского слова происходит русское слово «религия»?

2. Какие причины возникновения религии вы можете назвать?

3. Как долго будет существовать религия?

4. В чем состоит сущность фетишизма? Приведите примеры.

5. Что такое тотемизм? Какие его проявления вам известны?

6. Дайте определение анимизма. Можно ли обнаружить его проявления в веровании восточных славян?

7. Каков смысл религиозных практик, связанных с магией?

8. Чем монотеизм отличается от политеизма?

9. Почему буддизм, христианство, мусульманство можно назвать мировыми религиями, а иудейство нельзя? Свой ответ обоснуйте.

10. В чем состоит сущность буддизма? Каково его историческое значение?

11. Какие страны, в которых распространен буддизм, вы можете назвать?

12. Какие исторические предпосылки возникновения христианства вам известны?

13. В чем состоит историческое значение возникновения и распространения христианства?

14. Что вам известно о католицизме, протестантизме, лютеранстве, кальвинизме, православии, старообрядчестве?

15. Каковы исторические условия возникновения ислама?

16. Чем шииты отличаются от суннитов?

17. Каково историческое значение ислама?

18. Какие исторические факты, раскрывающие роль религиозного фактора в системе международных отношений вы можете назвать?

19. Какую роль играет религиозный фактор в системе международных отношений?

20. Какова идеологическая основа религиозного фундаментализма?

21. В чем истоки и причины религиозного фундаментализма?

22. Какое значение оказывает религиозный фундаментализм на международные отношения?

23. Дайте определение двух форм социальных отношений – изоляции и интеграции. Приведите исторические примеры.

24. Что такое толерантность? В чем ее сущность, проявления?

25. Что такое мультикультуризм? Связан ли он с толерантностью?

26. Почему А. Меркель заявила о крахе политики мультикультуризма? Согласны ли вы с ее мнением?

Примерная тематика рефератов: «Буддизм и его основные идеи», «Христианство как мировая религия», «Ислам: история и современность», «Исламский терроризм: причины, проявления, последствия», «Религиозная толерантность как международная проблема», «Роль религиозного фактора в современной системе международных отношениях».

Задание на дом:выполнить задания к самостоятельной работе по теме 4.6. Роль религии, науки, культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

Список рекомендуемой литературы

1. История [Текст] / П.С. Самыгин и др. – изд. 15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 474 с.

2. Пономарев, М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время [Текст]: учеб. / М.В. Пономарев. – М.: Проспект, 2010. – 416 с.

3. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 400 с.

4. Нартов, Н.А. Геополитика [Текст]: учебник для вузов / Н.А. Нартов; под ред. проф. В.И. Староверова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2004. – 544 с.

Дополнительные источники:

1. Агаев, С.Л. Внутриполитическое развитие Ирана в 1981-1985 гг. [Текст] // Национальные и социалистические движения на Востоке. М., 1986.

2. Ушаков, В.А. «Исламский фактор» во внешней политике Ирана [Текст] // «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии (70-ые – перв. Полов. 80-ых гг). - М., 1987.

3. Реза Годс Иран в XX веке. Политическая история [Текст] / Годс Реза. - М., 1994.

4. Васильев, Л.С. История Востока [Текст] / Л.С. Васильев. - Ч.2. - М., 1993.

5. Беляев, А. Куда идет Южная Африка [Текст] // Азия и Африка сегодня, 1993, №6.

Семинарское занятие № 8
Тема: Наука как фактор социального прогресса

Цель:

- раскрыть роль науки в историческом процессе;

- способствовать формированию общих компетенций.

Количество часов – в зависимости от специальности (см. по таблице на стр. 10 – 12)

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

- раскрывать роль науки в историческом процессе;

- оценивать последствия научно-технического прогресса.

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

-определения науки, научной революции, парадигмы, научно-технического прогресса;

- основные этапы эволюции научных знаний;

- значение науки, научных знаний

Основные понятия:наука, социальный институт, духовное производство, научные картины мира, классицизм, неоклассицизм, позитивизм, научно-технический прогресс, научная революция, парадигма, классическая наука, неклассическая наука, постклассическая наука.

Ход занятия

1.Вступительное слово преподавателя: определение цели, задач семинарского занятия, проверка готовности к занятию.

2.Заслушивание рефератов (при их наличии).

3.Выступление студентов по плану семинарского занятия.

4.Обсуждение вопросов, общегрупповая дискуссия.

5.Подведение итогов (комментарии к оценке ответа, сбор конспектов на проверку преподавателю, объяснение домашнего задания при его наличии).

Наши рекомендации