Законодательство об образовании
Федеральные законы в области образования:
-- разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
-- регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ.
-- вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
В сфере образования выделяют следующие направления правового регулирования поведения участников образовательной деятельности, связанного с реализацией ими своих гражданских прав и осуществлением гражданских обязанностей:
1. установление правового статуса участников образовательного процесса, в частности, образовательных организаций, педагогических работников, обучающихся;
2. правовое регулирование имущественных отношений – отношения собственности, распоряжение и управление имуществом образовательной организации в зависимости от ее организационно-правового статуса;
3. правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательной организации;
4. особо выделяется сфера платной образовательной деятельности образовательной организации;
5. правовые гарантии качества образования;
6. гражданско-правовая ответственность за нарушение неимущественных прав обучающихся (нематериальные блага), возмещение морального вреда, причиненного в процессе образовательной деятельности (банкротство, лишение аккредитации и т.д.);
Согласно ст.4 закона РФ «Об образовании» задачами законодательства РФ в области образования являются:
1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
2) обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;
4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Нормативно-правовое регулирование деятельности педагога.Трудовые отношения, складывающиеся между образовательным учреждением и педагогом, в целом регулируются трудовым правом.
Закон РФ «ОБ образовании» содержит нормы трудового права в следующих статьях:
Ст.32 к компетенции образовательного учреждения относит:
-- подбор, прием на работу и расстановку кадров, ответственность за уровень их квалификации;
-- установление ставок з/п и окладов;
установление надбавок и доплат к окладам;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка образовательных учреждений;
К пед.деятельности согласно ст. 53 РФ «Об образовании» допускаются лица, имеющие соответствующую проф.подготовку.
Права участников образовательного процесса. В качестве субъектов образовательных правоотношений выступают обучающиеся, образовательное учреждение, пед.работники и родители.
Конституционные права и обязанности участников образовательного правоотношения в РФ определяются Конституцией, которая устанавливает конституционное право граждан на образование (ст.43), предоставляет пед.работникам свободу преподавания (ст.44). Кроме того, конституционный правовой статус пед.работников и обещающихся определяется общими нормами, закрепляющими права и обязанности всех субъектов. (право на защиту своей чести и достоинства, право на свободу мысли и слова, на охрану здоровья; ст.23,29,41,44 Конституции РФ).
Международное образовательное право. Международный правовой статус субъектов образовательного права формируется под влиянием норм международного права, закрепленных в ООН, Советом Европы и др.
Участники образовательного процесса обязаны знать и соблюдать права детей, установленные в Конвенции о правах ребенка 1989 г.
-- чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию (ст.9)
-- обеспечение сохранения чести и репутации ребенка (ст.16)
-- защита ребенка от всех форм физического или психического насилия (ст.19)
-- полноценная и достойная жизнь ребенку (ст.23)
-- право ребенка на образование, на отдых, досуг (ст.28, 31)
-- защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34) и др.
Россия является участницей этой Конвенции с 15 сентября 1990г.
В ст.29 Конвенции о правах ребенка установлено, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, воспитание уважения к правам человека, воспитание уважения к родителям, уважение к культурным ценностям; подготовку ребенка к сознательной жизни в обществе; воспитание уважения к окружающей природе.
В соответствии с частью 2 ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. образование должно быть направлено:
1. к полному развитию личности;
2. к увеличению уважения к правам человека и основным свободам
3. содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами
4. содействовать деятельности ООН по поддержанию мира
Международное образовательное пространство: Болонское соглашение, подписанном 19 июня 1999 года в г. Болонья министрами образования 29 европейских государств.
Основная цель Болонского соглашения – это создание единого европейского пространства высшего образования. В первую очередь это сопоставимость степеней высшего образования, внедрение приложения к диплому, обеспечивающего возможность трудоустройства европейских граждан, и введение двухциклового обучения: бакалавриат и магистратура. Также это внедрение европейской кредитно-трансферной системы, развитие мобильности учащихся и преподавательского персонала, введение внутривузовских систем контроля качества образования и расширение межинституционального сотрудничества.
Лиссабонское соглашение – тождественность документов,